Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Умар Айдинов: «На Кавказе самые красивые места начинаются там, где заканчивается дорога»

07:10, 14 апреля 2020

Коммерческий директор компании «МАГТУР» (Международная академия горного туризма) и глава Регионального союза туриндустрии Северо-Кавказского федерального округа Умар Айдинов с детства жил в Карачаевске, между курортами Домбай и Архыз, но собирался стать юристом. Лишь случайное стечение обстоятельств привело его на туристический факультет Пятигорского государственного технологического университета, а затем взглянуть на Северный Кавказ уже с профессиональной точки зрения.


Приемом туристов в «МАГТУР» г-н Айдинов занимается с 2014 года. «Мы начали с Карачаево-Черкесии, а затем занялись всем Северным Кавказом. Туризм затянул с первых дней работы. Это прекрасная тусовка хороших людей. И это история скорее не про деньги, а про впечатления. Туризм – только одно из направлений моей деятельности, но оно занимает 80% времени», – признается собеседник.

Сегодня «МАГТУР» – один из основных принимающих операторов на Северном Кавказе, одним из первых начал делать туры в Дагестан и один из немногих, кто работает по Карачаево-Черкесии. «В 2016 году мы, пожалуй, первые со времен СССР, кто сделал большой кавказский тур – объединили в 12-дневную программу все республики Северного Кавказа», – добавляет Умар Айдинов. Мы беседуем в рамках проекта «Просто Россия».

- Как вы расставляете приоритеты, формируя маршруты?

- Горы – наш приоритет, а счастливый турист – единственный критерий оценки. Мы не делаем больших автобусных экскурсий, все наши туры мобильные и позволяют работать с людьми практически индивидуально. Группы набираются до 14 человек, в среднем 8-12.
У нас даже экскурсионный туризм – это поездки в горы на микроавтобусах, которые заезжают туда, куда большие не смогут. Самые красивые места начинаются там, где заканчивается дорога.


Мы делаем пешие туры по экологическим тропам Тебердинского заповедника на курортах Домбай и Архыз, по Национальному парку «Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии, по природному парку «Верхний гуниб» в Дагестане, но все – с проживанием в гостиницах. Джиппинг с посещением удаленных мест вроде плато Бермамыт или Канжол. Проезды через горные перевалы не столько экстремальные, сколько экскурсионно-познавательные – с небольшой порцией адреналина и погружением в быт и культуру народов.


- Как туристы реагировали на предложение проехать по Дагестану?

- Обычно на новый маршрут мы приглашаем постоянных клиентов. При этом 80% туристов – это девушки. Когда в 2016 году в аэропорту Минвод мы встречали первую группу в Дагестан, увидели, что дамы, которые обычно летом в наших турах ходили в шортах, приехали в длинных юбках и просторных брюках. Они решили, что в мусульманской республике не могут одеваться иначе. Мои слова, что люди в Дагестане носят разную одежду, их не очень убедили.

Всю дорогу от Кавминвод до Дагестана они немного нервничали. Ужинать за пределами гостиницы отказывались. Пришлось дополнительно приглашать в качестве сопровождающих своих дагестанских друзей. В кафе в Махачкале туристки увидели местных девушек в довольно коротких юбках и легких платьях, а рядом женщин в хиджабах. Группа была в замешательстве, но на следующий день их отпустило, стали носить более свободную одежду.

Но до сих пор люди едут с опаской. Все рассказывают, как дома их пугали и отговаривали. Но уже здесь понимают, что гостям рады, видят не наигранную улыбку персонала, а искреннюю радость – и успокаиваются.


Раньше то же самое было в Карачаево-Черкессии. Туристы спрашивали, не стреляют ли там в гостей. Бывало, на маршрутах видели пастухов в камуфляже, с оружием – и пугались, не сдадут ли их в плен. И тут совершенно незнакомый человек приглашал их на ферму, в честь гостей резали барашка, делали шашлык, с собой сыра давали. Туристы не могли поверить, что это в подарок, постоянно пытались заплатить.

Вопросы про безопасность обычно задают 8 из 10 туристов, которые хотят приехать. Для туроператора в этом есть определенный плюс. Мы – проводники, те, кто знает, как увидеть лучшую сторону Кавказа и его людей. И нам самим важно показать, что люди на Кавказе вот такие, доброжелательные и гостеприимные.

Я уже не говорю о том, что творится с туристами, когда они видят малоизвестные достопримечательности Дагестана, например, Сулакский каньон. Они буквально кричат от восторга, когда спускаются в пещеры и видят подземные водопады.


Как-то возрастная группа ездила с нами по отдаленным уголкам Карачаево-Черкесии. Так одна пара из Москвы за время тура присмотрела себе дом в горном ауле, а потом его купила. Теперь они прилетают в мае и живут в этом доме до октября. Переехали бы насовсем, если бы в ауле был газ.

- Какие свои туры вы считаете топовыми?

- Самые популярные – недельные трекинги по экомаршрутам, несложные пешие туры по Домбаю и Архызу. В Дагестане у нас проходит 200-300 человек за год. Может быть, еще человек 50 самостоятельно. «Горный Дагестан» – это эксклюзивный продукт, которого я больше ни у одного оператора не видел.


Есть большой экскурсионный тур «Сокровища Северного Кавказа», охватывает все субъекты СКФО. Отличная возможность увидеть все и сразу. У него очень хорошая загрузка, поскольку аналогов на рынке нет.

Есть два новых джиппинг-маршрута. Один по Дагестану, другой от Калмыкии до Эльбруса. Они поступили в продажу в этом году, стоят недешево, но тот, кто сможет себе это позволить, будет доволен. Путешествие начинается с высоты ниже уровня моря и поднимается до 4000 метров, на Эльбрус. В маршрут входят уникальные места – «черные земли», «розовые озера», вода, которую можно поджечь, марсианские пейзажи, туристы видят диких животных и встречают рассвет с видом на Эльбрус.


У нас очень сильная конная программа. Например, маршрут «Кубанское кольцо» на лошадях. Кубань – самая длинная река на Юге России, берет своё начало с западной стороны Эльбруса. В этом маршруте мы видим горные озёра, термальные источники, каменные лабиринты, водопады. Это реально эксклюзив, штучный товар, здесь требуется опытный конник, которых в России не так много. Многие уже забронировали на этот год, туры начинаются с июля.


- Увидела у вас на сайте привлекательное название «Джигитовка для чайников»…

- Это полноценный тур для людей, которые хотят научиться верховой езде. Обучение проходит в Карачаево-Черкесии – карачаевские лошади известны на всю страну и за ее пределами. Это республика конников, и конный туризм имеет здесь большой потенциал. У нас есть сертифицированный тренер с 15-летним опытом.

Приезжают новички или те, кто вообще никогда не сидел на лошади. На базе в манеже человек пробует свои силы. Потом нагрузка увеличивается – сначала два, потом три часа в седле. Далее передышка – день экскурсий. Но к концу тура туристы могут считать себя хорошими «пользователями». Они умеют ездить несколькими стилями, имеют все навыки управления лошадью, знают, как за ней ухаживать, обуздать и оседлать, могут находиться в седле долгое время.


- А бывает, что человек на второй день понимает, что сидеть в седле – это не для него?

- Да. Бывает еще, что люди играют с лошадьми, но боятся на них садиться. С таким страхом мы тоже стараемся работать. Но плюс в том, что несколько наших программ проходят одновременно. Поэтому, если человек переоценил свои возможности, мы переводим его на другую программу, присоединяем к пешей или автобусной группе. Но обычно за сезон таких бывает один-два человека.

- Много ли компаний сейчас занимаются приемом на Кавказе?

- Не более 10 туроператоров. Но есть десятки компаний, которые отправляют к нам туристов, в том числе из Ставропольского, Краснодарского края, Ростовской области. Свои автобусы отправляет Москва, Казань, Нижний Новгород. На курортах Северного Кавказа отдыхают туристы со всей России, а на Эльбрусе и в Чечне довольно частые гости – иностранцы. Эльбрус принимает гостей из Германии, Италии, Испании, Мексики, в Чечню едут из Саудовской Аравии, ОАЭ, Таиланда.


- На какие объекты размещения вы делаете ставки в своих программах?

- Выбираем миниотели на 20-30 номеров. Такие гостиницы, в отличие от более крупных, охотно дают площадки для развлечения гостей после завершения дневной экскурсионной программы. Учим туристов национальным танцам, приготовлению блюд местной кухни, показываем музыкальные инструменты и т.д. И эта дополнительная программа – бесплатная.

- Есть ли какие-то новые достопримечательности, которые вы показываете в последние годы и насколько сложно вписывать их в маршрут?

- Порой я совмещаю свой отдых с экскурсионной деятельностью, получаю от людей обратную связь. И чем дальше, тем больше туристов интересует этнография, быт людей, они хотят зайти домой к местному жителю, посмотреть, чем он живет, попробовать еду, которую семья готовит. Нам обычно везет с туристами, это, как правило, любознательные люди. В горных селениях они любят пообщаться, например, с теми, кто выращивает виноград, производит серебряные изделия, седла. Постоянные туристы нередко предпочитают снять комнатку в доме обычного сельского жителя, их не останавливают даже удобства на улице. Это может показаться странным, но некоторые охотно возятся в огороде, ухаживают за скотом.


- А местные жители готовы к такому интересу со стороны туристов?

- Мы не считаем эту потребность странной и знаем, к кому везём туристов. Чаще всего принимать и рассказывать готовы сельские учителя. Они с радостью делятся историями, рассказами о быте и культуре. Могут повозить по селу, показать, что и где происходило. Туристам как раз это и нравится.

- С какими туроператорами вы работаете?

- Один из наших любимых партнеров в России – компания «Дельфин». Мы давно с ним работаем, хотел бы выразить свое почтение и уважение руководству и команде. «Русь», «Магазин путешествий», «Странник» – да практически все основные операторы по внутреннему туризму нас знают. Работаем с TUI и Coral, но для них это нетипичный рынок, поэтому отправки единичные. Coral в зимний период берет горнолыжку. Мы предоставляем им услуги по приему, трансферам, экскурсиям.


- Чем вы занимаете себя в период карантина?

- Вообще у нас хроническая нехватка времени, поэтому карантин используем, чтобы готовить осенние программы. Вносим корректировки, потому что знаем – отложенный спрос перейдёт на осень и будет плавно перетекать в зиму. Сейчас кавказский рынок предлагает жестко сезонный продукт зима-лето, а мы занимаемся разработкой предложений, до которых не доходили руки. Это поможет нам не отвлекаться на мелочи и недоделки, когда возобновится турпоток. Курорты у нас закрыты до 1 июня, но мы не останавливаем продажи на туры после этой даты. Сейчас можно бронировать и лето, и осень, и зиму.

www.akademiya-gornih-turov.ru

Наталья Рудакова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно