Тревелпорт

Роспотребнадзор: туристы вправе получить компенсации по Турции и Танзании в полном объеме

Роспотребнадзор признал наличие неблагоприятной эпидемиологической обстановки в Турции, угрозы безопасности в этой стране. Ведомство отсылает туристов к статье 14 основного отраслевого закона, согласно которой туристы могут требовать полного возврата средств за туры.

Ростуризм вчера дал свои рекомендации по действиям туристов и туроператоров в ситуации с остановкой авиасообщения с Турцией и Танзанией. «Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, – говорится в сообщении ведомства. – К существенным изменениям обстоятельств относятся, в том числе, невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам. В этом случае турист возмещает исполнителю (туроператору) фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случае несогласия туриста с размером вычета он вправе оспорить действия туроператора в судебном порядке. При этом обязанность доказывания размера фактически понесенных расходов возлагается на туроператора».

Тем, чьи туры должны состояться в период запрета на сообщение – с 15 апреля по 1 июня, ведомство советует рассмотреть возможность переноса поездки на более поздние даты, либо выбрать в те же даты другие направления, а остальным следить за поступающей информацией. Туроператоров при этом просят оказывать максимальное содействие туристам в переносе туров.

По словам основателя юридической компании «Персона Грата» и бизнес-омбудсмена по защите прав турфирм в Москве Георгия Мохова, любой такой перенос – предмет для соглашения обеих сторон договора о реализации турпродукта, а, значит, такой процесс будет не автоматическим, а переговорным.

«Например, туроператор может предложить туристу либо альтернативные направления на эти даты, либо тур в Турцию на последующий летний период, когда страна уже будет открыта. Причем такой тур даже может предлагаться с открытой датой. Но у туриста есть право принять предложенный вариант переноса, либо отказаться, потребовав расторжения договора с учетом всех обстоятельств», – пояснил Георгий Мохов.

По его словам, в нынешней ситуации все в равной степени пострадавшие – и туристы, и турбизнес, соответственно, необходимо договариваться и приходить к совместному решению.

Ростуризм, очевидно, трактует ситуацию как временную приостановку авиасообщения, заявлений об угрозе безопасности туристам со стороны Ростуризма нет. Получается, что у турфирм нет обязанности возвращать 100% денежных средств по несостоявшимся турам в Турцию. Роспотребнадзор, однако, видит ситуацию иначе.

Вчера ведомство опубликовало сообщение «Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Турецкой Республики». В нем оно указывает на наличие неблагоприятной эпидемиологической обстановки в Турции и угрозу безопасности в этой стране. Есть также ссылка на статью 14 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (№ 132-ФЗ). А она предусматривает полный возврат средств за туры.

Согласно положениям этой статьи, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, он вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене турпродукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Закон, по словам Георгия Мохова, предусматривает право сторон требовать расторжения договора в судебном порядке, но он не исключает и возможности внесудебного расторжения договора по соглашению сторон. Если договор расторгается, то общая цена турпродукта возвращается заказчику.

Правда, Роспотребнадзор лишь напоминает туристам о таком праве, оставляя возможность рассмотреть и другие варианты, в том числе, и те, что предложил Ростуризм. То есть – переносить несостоявшиеся туры на более поздние даты с сохранением денежных средств у туроператора, перебронировать поездку на другое доступное направление либо найти «иные решения, максимально учитывающие взаимные интересы обеих сторон.

Однако в любом случае, факт угрозы безопасности для туристов в Турции официально заявлен. Это входит в полномочия Роспотребнадзора. На его заявление, в свою очередь, должен отреагировать Ростуризм – дать свои рекомендации бизнесу, с учетом новых реалий.

Светлана Ставцева, RATA-news