Ростуризм намерен сообщать в ФАС о демпинге туроператоров
Объявивший о приостановке своей деятельности в конце августа туроператор Ted Travel заставил чиновников вновь заговорить о возможности контроля ценовой политики участников рынка. Именно демпинг со стороны этого туроператора глава Ростуризма Олег Сафонов назвал одной из ключевых причин его несостоятельности. 28 августа г-н Сафонов и посол Турции в России Хюсейн Лазип Дириоз договорились о совместной выработке мер по противодействию демпингу на туристическом рынке. А на прошедшем Восточном экономическом форуме глава Ростуризма заявил, что ведомство рассматривает возможность передачи данных о демпингующих участниках рынка в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Позже в Ростуризме объяснили, что агентство будет анализировать отчетность о количестве отправленных туристов и выручке, которую туроператоры с этого года предоставляют в обязательном порядке. Ведомство намерено рассчитывать среднюю стоимость проданного компанией тура: если она будет слишком низкой или значительно уменьшится в годовой динамике, это может стать основанием для передачи сведений в ФАС.
Однако четких ценовых ориентиров, за пределами которых начинается демпинг, у Ростуризма нет. В частности, продавать туры по цене авиаперелета в низкий сезон – нормальная маркетинговая практика, к которой прибегают все участники рынка, утверждают в один голос операторы. Они убеждены, что делать исходя из этого выводы о финансовой устойчивости туроператоров некорректно.
Демпинг также применяется, когда новый игрок выходит на массовое направление. Первое время он в любом случае вынужден продавать туры дешевле конкурентов, чтобы получить какую-то долю покупателей. Правда, именно так поступил Ted Travel, и мы знаем, чем это закончилось.
Представитель Onlinetur.ru Игорь Блинов сказал «Коммерсанту», что считает демпинг опасным только для нишевых туроператоров, концентрирующихся на конкретном направлении: «Многопрофильный туроператор потери от одного направления нивелирует за счет других».
По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, разговоры о вредности демпинга ведутся практически с момента появления рыночных отношений в туризме. «Но проблема в том, что в отрасли не работает антидемпинговое регулирование. Поэтому не понятно, по каким критериям Ростуризм собирается выявлять заниженные цены – тем более что у ведомства нет контролирующих функций. Себестоимость в турбизнесе – понятие относительное. Любой туроператор сможет вполне аргументированно объяснить стоимость своих туров – динамическим ценообразованием, особыми договоренностям с партнерами, наличием собственной авиакомпании, отелями в управлении или в собственности и т.д. И даже, если понадобится, организует любые официальные письма, подтверждающие обоснованность цен».
Различного рода антидемпинговые меры предусмотрены несколькими федеральными законами, продолжает Ирина Тюрина. Например, № 165-ФЗ регулирует отношения при импорте товаров. № 44-ФЗ устанавливает антидемпинговые меры в госзакупках, при проведении конкурса и аукциона. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает демпинг со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. А доминирующим признается положение компании, доля которой в определенном сегменте рынка превышает 50% или хотя бы не менее 35%. Вряд ли Ростуризм сможет назвать доминирующего оператора не только по Турции, но и по любому другому направлению.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»