Тревелпорт

Въездной туризм в Якутии еще жив

На вопросы RATA-news отвечает Вячеслав Ипатьев (фото) - генеральный директор якутской компании "ТурСервис Центр", член Координационного совета по развитию туризма при Правительстве Республики Саха (Якутия), академик Национальной академии туризма

- Пожалуйста, несколько слов о Вашей компании.

- Компания «ТурСервис Центр» была создана в сентябре 1996 г. и является старейшим туроператором Якутии по въездному туризму. С самого начала мы сделали ставку на прием, причем, заметьте, не стали заниматься рыболовными и охотничьими турами, которые тогда были самыми популярными. Мы ориентировались на деловой туризм, экскурсионный, этнографический, экологический, экстремальный и т.д., то есть предлагали туры без прямого воздействия на природу – учли местный менталитет, бережное отношение местных жителей к природе.

Сезон в Якутии, как известно, короткий. Чтобы работать весь год без сокращения кадров и смены офиса, мы изначально развивали параллельный бизнес – круглогодичный и независимый от внешних факторов. Занимаемся курьерской доставкой документов и грузов от лица таких операторов как FedEx, «Гарантпост», Мajor и других. Так и живем.

 Кстати, после дефолта 1998 года компания смогла выжить только благодаря международным грантам, которые мы выиграли и направили на разработку информационной базы «Туризм в Якутии», развитие сети Bed & Breakfast в Якутии и преподавание основ турбизнеса в средней школе. Эти программы позволили нам не только удержаться на плаву, но и создать насыщенный сайт на четырех языках www.yakutiatravel.com, разработать методику и внедрить в 20 населенных пунктах Якутии систему размещения в семьях иностранных туристов.

До введения финансовых гарантий мы являлись единственным туроператором в республике, который имел референс-номер и напрямую приглашал иностранных туристов. Сейчас пока ни у одной якутской фирмы референса нет! В год мы выполняли до 50-60 индивидуальных и групповых заявок и обслуживали от 200 до 400 человек – журналистов, съемочные группы, бизнесменов, туристов, приезжающих по экстремальным, этнографическим, экскурсионным, экологическим, событийным и другим программам.

- Что Вы можете сказать о ситуации с приемом в регионе иностранных и российских туристов?

- После введения фингарантий в Якутии осталось только четыре туроператора, которые продекларировали занятие въездным и внутренним туризмом. Это две круизные фирмы и две компании, специализирующиеся на охоте и рыбалке. Таким образом, весь богатейший спектр предложений по въездному туризму – экскурсионные, этнографические, экологические программы, активный туризм и т.д. - выпал из поля туристической активности в крупнейшем регионе России. Поток въездных туристов, и российских, и иностранных, который и так сокращался из года в год – максимум въезжало 3500человек, теперь упал до минимума и, по прогнозам, в этом году не превысит 1500 человек. Помимо уже указанной причины, столь печальный результат обусловлен повышением транспортных тарифов, снижением курса доллара, низкой деловой активностью оставшихся туроператоров, падением интереса к Якутии из-за сокращения объемов информационной поддержки и маркетинговых мероприятий со стороны правительства республики.

Тем не менее, въездной туризм в республике еще жив. Начинает формироваться база для обслуживания туристов - за последние три года появилось три туркомплекса, большинство крупных и популярных туристических объектов - объекты показа и две мини-гостиницы - располагается вокруг Якутска и раскрученных брендов Якутии – Полюса холода и Ленских столбов. Но выбор предложений для туристов остается минимальным и не соответствует потенциальным возможностям республики. Существует также и явный дисбаланс в использовании инфраструктуры. Действующие объекты - турбазы, рестораны и кафе загружены всего 10-60% и остро нуждаются в дополнительных потоках туристов. А там, где есть повышенный спрос, например, на гостиничные услуги, ощущается явная нехватка мест. На сегодняшний день только крупные города Якутии могут позволить себе принять большие группы туристов - от 30 до 100 человек одновременно, но и это дается с трудом из-за нехватки гостиничных мест. Не удовлетворяется спрос и на однодневные поездки по реке Лена на скоростных судах типа «Восход», «Ракета» из-за отсутствия подготовленных причалов и стоянок, недостатка самих судов. Остро ощущается нехватка автобусов туристического класса для обслуживания больших делегаций и групп.

- Что нового Вы предлагали в прошедшем летнем сезоне? Какой продукт Вашей компании наиболее популярен?

 - Новым в этом сезоне стал проект, сочетающий сплав по реке Буотама и посещение знаменитых Ленских Столбов. Туристы получили возможность сравнить два вида скальных обнажений, побывать на территории Национального парка, посетить бизонарий – к нам из Канады завезли бизонов, животных типа буйволов, только мохнатых, для разведения в условиях Якутии. Можно увидеть вживую диких зверей – медведя, изюбря, лося, половить рыбу в горной реке. А самыми популярными, по-прежнему, остаются: зимой - экспедиция на Полюс холода, а летом - 5-дневный экскурсионный тур по Якутску с посещением Ленских Столбов – три дня на круизном теплоходе.

- Назовите основные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь в работе.

- Чрезмерное, просто гигантское администрирование всех деловых процессов. Несмотря на упрощенный статус налогообложения, приходится много времени, сил и средств тратить на пустяковые финансовые операции, на налоговую отчетность, банковскую отчетность, отчетность перед кучей контролирующих органов. Административное давление на малый бизнес не только не уменьшилось, оно значительно возросло. Это, так сказать, объективные процессы, которые относятся ко всем субъектам малого бизнеса.

А вот что касается проблем непосредственно в туризме. Совершенно непонятен барьер в виде финансовых гарантий для туроператоров, занимающихся въездным туризмом, который заставил нас отказаться от туроператорских функций и стать турагентом. Количество заявок значительно сократилось, видимо, из-за того, что о нас нет сведений в федеральном реестре. Хотя ни в нашей репутации, ни в статусе старейшей якутской компании (более 11 лет на рынке) ничего не поменялось. От этого потеряли и мы, и туристы, и бюджет - не выиграл никто.

Беспокоят дополнительные сложности с регистрацией иностранцев в гостиницах. Некоторые гостиницы просто отказались от заселения иностранцев, а другие сделали эту регистрацию платной.

Все более усугубляется ситуация с ростом цен на все услуги, особенно на транспортные. Плюс - продолжающееся падение курса доллара, что делает наш регион все более недоступным для туристов.

Мешает монополизм авиаперевозчиков и аэропортов, играющих основную роль, как в ценообразовании, так и в качестве предоставляемых услуг. Полное несоответствие этих двух факторов, то есть цены и качества, приводит к многочисленным жалобам со стороны туристов и отрицательно сказывается на репутации региона. Авиация в Якутии играет ключевую роль, и когда нет альтернативы исполнителям услуг, программы либо срываются, либо непомерно дорожают, в любом случае появляются рекламации. Если среди ресторанов, гостиниц, других объектов инфраструктуры, где уже существует конкуренция, еще как-то можно добиться соблюдения правила оказания услуг, то ни авиакомпаниям, ни аэропортам мы не в силах что- либо указывать или диктовать.

- Как Вы оцениваете имеющуюся в регионе базу размещения? Какие дома отдыха и пансионаты пользуются наибольшим спросом?

- Более-менее соответствуют принятым стандартам только объекты размещения в крупных городах республики – Якутске, Мирном, Нерюнгри. Но этой базы недостаточно для обслуживания турпотоков, что тоже отрицательно сказывается и на качестве услуг, и на ценовой политике. Ни одна из гостиниц в городе не предоставляет спецтарифов для турфирм. У них отбоя нет от заявок командированных, а турбизнес не может гарантировать более-менее постоянный поток туристов. Для нормальной работы гостиничной сферы в Якутске и Нерюнгри требуется, как минимум, еще по 100 номеров в каждом городе. В Якутске самые популярные гостиницы – «Полярная Звезда», «Тыгын - Дархан» и «Лена», а в Нерюнгри - «Тимптон». Дома отдыха и пансионаты рядом с городами, в основном, принадлежат крупным предприятиям и в открытую продажу не поступают.

- Что Вы предлагаете зимой? Появилось ли у Вас в этом зимнем сезоне что-нибудь новое?

- В этом сезоне мы стали предлагать новый маршрут, сочетающий поход на оленьих упряжках с визитом на Полюс Холода. Впервые у нас появились корпоративные заявки от московских фирм на проведение Нового года, на организацию необычной программы. Для них мы предлагали новую программу: новогодний праздник в охотничьей избушке, катание на собачьих упряжках и снегоходах, национальные якутские обряды. После Нового года – визит к оленеводам и подледная рыбалка рядом со знаменитыми Ленским Столбами.

- А какова ситуация с выездом жителей республики на отдых за рубеж?

- За 2007 год итогов пока нет. По данным за 2006 год через турфирмы отправились на отдых за пределы Якутии более 16000 человек. Цифры за 2007 г. должны быть минимум на 5-10 % больше. Чаще всего жители республики едут в Китай, так как Якутск связан прямыми еженедельными рейсами с Харбином. Пару месяцев назад открылась еще одна международная линия Якутск - Сеул, в феврале ожидается открытие рейса Якутск - Саппоро. Китайское направление, видимо, долго будет играть доминирующую роль (около 70-80% спроса). Здесь сказывается ряд факторов: близость региона и относительная дешевизна перелета, возможность дешевого и разнообразного шопинга, недорогое питание и сопутствующие услуги в Китае, возможность дешевого лечения, психологическая совместимость по национальному признаку. Другие популярные направления - Турция, Египет, Испания, автобусные туры по Европе.

Уровень платежеспособности наших жителей еще не настолько высокий, чтобы позволить себе ежегодные поездки в западном направлении: только билет до Москвы стоит 23-28 тыс. рублей в оба конца. Во многом по этой причине все более популярными становится путешествия в пределах республики - сплавы, конные маршруты, отдых на турбазах.

- Где лично Вы предпочитаете отдыхать?

- В последнее время, предпочитаю активный туризм у себя в республике, новые маршруты и неизведанные места.