Пегас с 18 октября

Сочи до и после Олимпиады

Подготовка к Олимпиаде в Сочи позволила привлечь частно-государственный капитал беспрецедентного масштаба. На строительство спортивных, гостиничных и инфраструктурных объектов в городе-курорте предполагается потратить около 700 млрд. руб. частного капитала и более 100 млрд. руб. государственных средств, привлеченных по различным программам. Об этом сообщил глава города Сочи Анатолий Пахомов во время Круглого стола «Перспективы развития города-курорта Сочи в период подготовки к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года», прошедшем в минувшую субботу во время выставки «Интурмаркет». В тот же день администрация города Сочи подписала договор о некоммерческом партнерстве с АНО «Оргкомитет «Сочи 2014».

Г-н Пахомов отметил, что к Олимпиаде в Сочи откроется 14 новых спортивных объектов на 140 тысяч мест, более 100 гостиниц на 27 тысяч номеров. Здесь будут работать 4 горнолыжных центра на 42 тысячи туристов. На горнолыжных курортах будут функционировать 24 подъемника и 40 трасс общей протяженностью 55 км. Среди объектов инфраструктуры, которые стали частью масштабной олимпийской стройки, мэр города назвал более 367 км дорог, 22 тоннеля, более 200 км железнодорожного полотна, более 5500 км высоковольтных ЛЭП и 5 теплоэлектростанций, 74 объекта социальной инфраструктуры. Кроме того, в городе для размещения гостей Олимпиады будет построено около 600 тыс. кв. метров жилых площадей, а это примерно 12 тысяч квартир, которые затем отдадут под жилье. Все это хозяйство г-н Пахомов назвал «материальным наследием» Олимпиады. Мэр отметил, что для каждого объекта, созданного для Олимпийских Игр, уже предусмотрены варианты дальнейшего использования. Например, центр конькобежного спорта превратится в выставочный комплекс, Медиацентр – в торгово-развлекательный центр, Европарк на 60 Га станет российским Диснейлендом. Мэр пообещал, что на курорте появится шопинг, которого пока нет.

О «нематериальном наследии Олимпийского проекта» в своем докладе рассказал президент «Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко. В состав нематериального наследства он включил перспективу интеграции России в международное спортивное движение, узнаваемость бренда «Сочи» как лица новой современной России. Г-н Чернышенко отметил, что в Сочи сейчас создаются новые зеленые стандарты строительства, технологии которых затем будут применяться по всей стране. В Сочи также впервые в России воплотятся стандарты «Мира без барьеров» – инфраструктуры, благоприятной для инвалидов. Дмитрии Чернышенко рассказал, что для работы на Олимпиаде понадобится 25 тысяч квалифицированных волонтеров, что позволит развить волонтерское движение по всей стране. Президент оргкомитета прогнозирует экономическое процветание Сочи уже через два года после Олимпиады.

По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, главное наследие Олимпиады для туриндустрии – это создание конкурентоспособного турпродукта. И в этом плане олимпийский проект – это великий шанс, потенциал которого надо реализовать. Не было бы Олимпиады, город не получил бы столько ресурсов. Сейчас стоит вопрос выбора правильной концепции позиционирования Сочи. Какой это курорт: пляжный, спортивный, экологический, здорового образа жизни или что-то другое? Какова его цена? В советские годы позиционирование Сочи было однозначным – это был самый престижный курорт.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин полагает, что на примере Сочи будут отработаны универсальные механизмы по формированию, продвижению и реализации турпродукта. Г-н Барзыкин отметил, что пока 76% россиян ни разу не были за рубежом, надо суметь предложить им в родной стране тот отдых, который они хотят.

Несмотря на то, что к участию в круглом столе были приглашены ведущие туроператоры по России, разговор о туризме в Сочи так и не состоялся. Мэр заявил, что туризм его сейчас мало волнуют, поскольку много других вопросов. На вопрос о том, как остановить разрушение огромного бальнеологического хозяйства курорта, г-н Пахомов ответил, что в городе построят несколько бюветов.

Генеральный директор туркомпании «Солвекс» Людмила Сысойкина посоветовала сочинским властям: «Не надо годами накапливать гостеприимство к Олимпиаде, а лучше потратить его на соотечественников, тогда после «Добро пожаловать» (вместо «Понаехали тут») проще будет сказать «Welcome to Russia»! (Ольга Чижкова, RATA-news)