Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему туроператоры не обрадовались щедрому жесту и не стали распечатывать ФПО

04:58, 15 апреля 2020

По данным на вечер 14 апреля, уведомления о намерении воспользоваться деньгами фондов персональной ответственности в «Турпомощь» подали 25 туроператоров. Крупных компаний среди них нет, в основном московские нишевые и региональные. В Едином федеральном реестре туроператоров вчера вечером значилась 531 компания, работающая в сфере выездного туризма, то есть вскрыть ФПО решили менее 5%.

Сегодня последний день подачи уведомлений. Впрочем, срок может быть продлен: письмо с такой просьбой направил в Минэкономразвития глава «Турпомощи» Александр Осауленко. Но это вряд ли кардинально изменит ситуацию.

Напомним, что в соответствии с отраслевым законом воспользоваться средствами, накопленными в ФПО, туроператор может только в том случае, если останавливает свою деятельность, поскольку не может выполнить обязательства, то есть фактически уходит с рынка.

Обращаясь в правительство с предложением предоставить туроператорам возможность экстренно распечатать ФПО, отраслевые объединения исходили из того, что, во-первых, сейчас ситуация на рынке несравнимо более сложная, чем банкротство даже десятка туроператоров одновременно. А во-вторых, в персональных фондах лежат «личные» деньги туристических компаний, и в нынешних беспрецедентных условиях было бы совершенно логично, если они смогут ими воспользоваться для выплат туристам, хотя бы частично.

И правительство услышало турбизнес. В закон были внесены соответствующие поправки, причем законопроект Госдума приняла сразу в трех чтения.

Почему же рынок не обрадовался столь щедрому жесту? Потому что, когда был обнародован механизм использования средств ФПО, стало очевидно: те, кто его разрабатывал, сделали всё, чтобы туроператоры к этим деньгам не притронулись.

Во-первых, членам «Турпомощи» было дано лишь несколько «карантинно-нерабочих» дней на принятие решения – распечатывают они свой фонд или нет. Правила были опубликованы 8 апреля, а подать соответствующее уведомление необходимо до 15 апреля.

Но даже не это главное. Прежде, чем распечатать фонд, туроператор обязан сделать очередной квартальный взнос – 0,25% от общей цены турпродукта за предыдущий год.

То есть компании, испытывающей беспрецедентные финансовые трудности, возникшие совсем не по ее вине, разрешают воспользоваться ее же деньгами, но за это надо сначала заплатить и немалые деньги.

Еще одно условие распечатки ФПО: финансовые гарантии должны быть даже у того туроператора, который ранее уже был от них освобожден, поскольку свой фонд полностью сформировал.

С формальной точки зрения это логично: количество денег в фонде уменьшится, значит он уже не наполнен и, в соответствии с отраслевым законом, необходимы фингарантии. Но найти сейчас страховщика, который подпишет договор с туроператором, практически не реально, тем более в столь ограниченные сроки: подавляющее большинство страховых компаний под любыми предлогами уклоняются от заключения договора о страховании ответственности турфирмы. А если кто-то страховщика все-таки найдет, то должен будет и ему заплатить, и сделать взнос в ФПО, поскольку он намерен взять оттуда деньги.

Далее. С даты подачи уведомления дается шесть месяцев на составление реестра требований, то есть списка туристов, которым планируется вернуть деньги за отмененные туры. Подать документы до истечения этого срока, чтобы побыстрее вернуть туристам деньги, невозможно.

Когда пройдут эти шесть месяцев, турист может ожидать поступления денег на свой счет в банке еще 60 рабочих дней.

Давайте посчитаем. Шесть месяцев ждем реестр требований. Потом еще 60 рабочих дней турист ждет денег. В каждом месяце по 20 (плюс-минус) рабочих дней, то есть 60 рабочих дней – это фактически три месяца. Итого девять месяцев. То есть получить свои деньги турист сможет, в лучшем случае, в декабре, а то и уже в январе следующего года. При этом ему поступит не вся сумма, которую он заплатил, а за минусом фактически понесенных затрат, это обозначено в правилах. А свою поездку клиент перенес, например, на осень этого года, причем без потери денег. Получается, что тур может состояться раньше, чем частичный возврат средств. Ну и кому это надо?

И еще по поводу отсрочки уплаты взноса в ФПО, которую получают туроператоры, решившие не распечатывать свой фонд. В распоряжении правительства об этом говорится так: «Туроператор, не представивший указанное уведомление, перечисляет ежегодный взнос за 2020 год в фонд персональной ответственности туроператора не позднее 15 апреля 2021 г.».

И если кто-то решил, что его на целый год «отпустили», и очередной квартальный взнос в ФПО он может сделать только 15 апреля 2021 года, то это совсем не так. Обратите внимание: в постановлении упоминается не квартальный, а ежегодный взнос. То есть «отсрочка» означает лишь, что в течение 2020 года вы можете пополнять фонд в произвольном порядке, но к 15 апреля 2021-го ежегодный взнос в размере 1% от общей цены турпродукта за 2020 год должен уже лежать в ФПО.

Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно