Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Марина Левченко: «Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»

Въездной туризм показал в этом году свою жизнеспособность. Тем не менее рынок претерпел серьезные изменения. О том, с какими неожиданностями пришлось столкнуться минувшим летом, рассказывает генеральный директор компании «Тари-Тур» Марина Левченко.

 

- «Тари-Тур» воспринимается, прежде всего, как компания, принимающая иностранных туристов. Но в этом году вы очень активны и на внутреннем рынке.

- У нас действительно до 80% объемов приходится на иностранный въездной поток, но и внутренним туризмом мы занимаемся уже давно. Меня как москвичку всегда немного задевало, что в Санкт-Петербург едут, а к нам – нет. Особенно в последние годы, когда город так похорошел. Усилия по реанимации именно российского потока в Москву мы предпринимаем давно. В 2004 году, например, пытались делать сборные туры Петербург – Москва, но тогда был самый пик прихода в столицу крупных гостиниц, цены были запредельными, так что продукт оказывался дорогим, не массовым. И все последние годы Москва воспринималась жителями страны как дорогой город. А сейчас буквально «выстрелила»! Совпало сразу несколько факторов, и мне кажется, дело не столько в ослаблении рубля, сколько в позитивных изменениях в городе: разнообразие гостиниц, насыщенная культурная жизнь, преображение улиц, появление парков, зон отдыха. Но главное все-таки, что отели не стали повышать цены. Поэтому особая благодарность отелям «Аэростар», «Космос», «Корстон», «Марриотт Тверская».

 

- Мне кажется, большую роль сыграла популяризация туров в Москву в регионах.

Да, мысль о том, что сезон может получиться, появилась у нас еще прошлой осенью, когда мы собирали рекламный тур для региональных агентств в Москву. Планировали 40 человек, а приехало 250! Потом был второй заезд – и еще 80 человек! Высокий спрос на поездки в столицу стал очевиден. Помогло, безусловно, активное продвижение Москвы на региональных рынках, правильные маркетинговые шаги столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству. И все равно регионам, на мой взгляд, по-прежнему не хватает рекламы туристических возможностей Москвы. Нужно что-то эмоциональное, вроде «Ритм жизни ощути в Стамбуле». Кстати, 2-4 октября при поддержке столичного правительства мы снова организуем рекламник для агентов, он придется как раз на дни проведения фестиваля «Круг света», ожидаем не менее 40 участников.

 

- Как вы оцениваете прошедший сезон?

- Однозначно как успешный. Своим достижением во внутреннем туризме считаем то, что на каждые выходные в этом сезоне у нас набиралось по пять-шесть собственных сборных туров в Москву. Долю российских туров в наших объемах планируем увеличивать и дальше. На выставке «Отдых» представим больше туров для россиян: Москва – Золотое кольцо, Москва – Казань, Москва – Санкт-Петербург. Радует, что этим летом реализовались некоторые наши идеи. Например, проект «Москва – день за днем», предполагающий заезд и выезд в любой день недели и на любое количество дней от двух до семи с возможностью подключиться к экскурсиям и мероприятиям. Отлично продается, удобно работать. Радует, что люди с удовольствием берут экскурсии. Подавляющую часть потока составляют групповые туры, но индивидуальный туризм тоже заметен. Причем, востребовано дорогое размещение, авторские экскурсии. Думаю, сегмент вип-обслуживания будем в новом сезоне тоже расширять, заявки есть. Вообще в этом году в Москве почти не на что жаловаться, даже проблемы с парковками начали решаться.

 

- А как обстоят дела с иностранными туристами?

- Периодически в отелях Москвы нельзя было найти свободных мест. Видим растущий интерес со стороны азиатских рынков. В нашей компании сейчас тон задают китайские и израильские туристы, очень хороший поток из Турции – едут семьями, с детьми, очень интересуются культурой, историей. Растет спрос со стороны Индии, Ирана, было несколько групп из Ливана, много туристов из Тайваня, Индонезии. В этих восточных странах подрос средний класс, и мы это почувствовали. Наша компания не специализируется на отдельных рынках, работаем со всеми, иначе падение на некоторых направлениях могло быть очень болезненным. Общий въездной и внутренний поток у нас вырос примерно на 5%, хотя некоторые страны показали серьезное падение, а другие, напротив, выросли гораздо больше среднего уровня. Вьетнам, например, вырос вдвое, Таиланд – минимум на 40%. Причем, речь идет именно о групповом туризме.

Зато снижение въезда из англоговорящих стран – США, Англии, Австралии и Новой Зеландии – у нас достигло 60% по сравнению с 2013 годом. Американцы. Например, боялись войны, боялись летать и фактически, отказались от поездок восточнее Берлина. И у нас стало меньше групповых туров – хотя индивидуальных туристов из англоговорящих стран достаточно. К тому же в Европе и США мы работаем с серьезными операторами – Kuoni, Trafalgar, Contiki, а они, надо сказать, практически не сокращали рекламу России, продолжают активно предлагать туры.

Перспективы здесь очень неплохие, но нас пугает возможное введение Россией дактилоскопии как ответной меры на обязательную биометрию для россиян при оформлении шенгенской визы. У нас на этот счет опыт печальный: как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в «пальцах». И если на индивидуальном въездном туризме введение биометрии, возможно, отразится несильно, то на групповом – катастрофически.

 

- Но может быть планируемое облегчение визового режима для многих стран, прежде всего, Азии и БРИКС, компенсирует последствия дактилоскопии?

- Думаю, будет наоборот. Конечно, виза – главный барьер на пути иностранцев в Россию. После отмены виз для граждан Турции и Таиланда мы сразу увидели рост потока. Благодаря упрощенному визовому режиму растет въезд из Китая, Бразилии. Расширение числа таких стран можно только приветствовать. Боюсь только, что весь позитив от визового упрощения будет нивелирован дактилоскопией для европейцев. Если МИД РФ на это пойдет, спад в групповом туризме из европейских стран составит до 90%. И это будет очень серьезной потерей для туроператоров, отелей, да и для страны в целом.

Еще одним осложнением для следующего летнего сезона может стать повышение цен в московских отелях. Они уже давно удерживают их на довольно низком уровне, но сейчас от некоторых мы уже получаем новые прайсы. Для иностранных туристов повышение может быть менее заметно, для российских – чувствительно, потому что в первую очередь вырастут рублевые цены. Договорная кампания с отелями начнется в декабре, и чем она закончится, неясно. В нынешнем году въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев. Если удастся удержать отели от повышения цен, то в следующем году мы дождемся роста не только азиатского, но и европейского потока.

 

- Изменились ли как-то предпочтения иностранных туристов в России?

- Практически нет. Прежде всего – Москва, Петербург, Золотое кольцо. Байкал – дорого, хотя нам удалось в этом году отправить туда израильские группы. И, к сожалению, совсем не пошел Сочи. Интерес у туристов есть, город спрашивают, но стоимость перелета убивает возможность каких-то комбинаций с Москвой или Петербургом. Обещанных тарифов на перелет в 7 тыс. рублей мы не нашли, а 15-17 тыс. делают массовый иностранный туризм на этом маршруте бесперспективным. Да и сочинским отелям еще надо поучиться работать с турбизнесом и туристами. Возможно, курорт «пошел» в зимний сезон, но в это время в России нет иностранных туристов.

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news