Тревелпорт

Плюсы и минусы летнего сезона в Швейцарии

Интерес к Швейцарии, как к летнему направлению, на российском туристическом рынке растет год от года. «Но это трудный продукт, так как в Швейцарии нет моря, – считает менеджер по работе с турагентствами и туропрераторами Швейцарского офиса по туризму в Москве Елена Бондаренко. – Зато есть горы, озера, пляжи и термальные источники. Круглый год востребованы wellness-поездки».

По статистике Швейцарского офиса по туризму с января по июль 2009 года количество туристических прибытий из России в Швейцарию возросло на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, однако количество ночевок сократилось на 3,6%. «Но 2008 год для нас был «золотой», – поясняет Елена Бондаренко. – Если сравнивать нынешний турпоток с 2007 годом, то он стал немного больше». Подробнее о прошедшем летнем туристическом сезоне в Швейцарии специально для RATA-news рассказали руководители ведущих российских операторских компаний, работающие со швейцарским турпродуктом.

Менеджер швейцарского направления компании «Джет Тревел» Татьяна Клейменова отметила, что в самом начале сезона (в конце марта – апреле) показатели были хорошие, так как в стране проходил Чемпионат мира по хоккею. На него компания отправила 500 болельщиков. Но затем количество бронирований резко упало. Особенно сильный спад по сравнению с прошлым годом ощутили отели 5* . В сегменте 3-4* спад ощущался меньше, так как в этой категории летние бронирования всегда были небольшими. Для сегмента дорогого отдыха Швейцария традиционно предлагает наибольший спектр возможностей. Но в этом году многие из тех, кто предпочитает пятизвездный сегмент сократили свои швейцарские каникулы или вообще пропустили их. Сильно сократилось число бизнес-поездок в альпийскую страну – дорогие бронирования упали почти в два раза, а групповых поездок почти не было. При этом совершенно не изменилось количество бронирований на горнолыжных курортах, расположенных на ледниках и продолжающих функционировать даже летом. «Это были индивидуалы, примерно 20 человек, которые размещались в отелях 3-4* или апартаментах», – пояснила г-жа Клейменова.

В июле в Швейцарию через «Джет Тревел» отправилась группа из 18 человек, чтобы отметить юбилей перехода Суворова через Альпы. «Хобби и увлечение дороже денег, – полагает г-жа Клейменова. – Люди по-прежнему хотят хорошей жизни, но с бюджетным проживанием. Поэтому мы стали предлагать нашим клиентам более экономичные программы, например, с размещением в апартаментах. Но к этому не каждый готов, надо привыкнуть». Интересно, что в этом году во время такого знаменательного события, как Джазовый фестиваль в Монтрё, в отелях оставались свободные места, но были желающие поселиться в апартаментах. Татьяна Клейменова рассказала, что этим летом минимальная цена на недельные групповые туры в Швейцарию была €990, включая перелет, а средняя – €1200. В то же время аналогичный тур в Италию обходился от €400 до €500 на человека.

Директор туристической компании «Планета тур» Елена Зрянина сообщила, что продажи фирмы на швейцарском направлении этим летом сократились примерно на 15% по сравнению с прошлым годом.

«Но это лучше, чем по другим странам», – заметила она. Например, спрос на летнюю Австрию упал на 30%. «Озерный продукт и городские отели, горы с панорамными поездами – это тоже прекрасный отдых, – считает г-жа Зрянина. – Хорошо, что россияне теперь это понимают». К тому же летом традиционно горные отели уровня 5* снижают цены на 30% по отношению к зимнему сезону. Тем не менее, нынешним летом Швейцарские отели, в отличие от других стран, практически не снижали стоимость по отношению к прошлому году. «Швейцария – самодостаточная страна», – объясняет такое поведение отельеров г-жа Зрянина. Но спецпредложения все-таки появлялись. Отели высоких категорий предлагали четыре ночи по цене трех, или семь ночей по цене шести. Однако в большей степени на пользу швейцарскому направлению сыграло снижение авиатарифов. Так, приобрести билет «Аэрофлота» эконом класса туда-обратно можно было за 13 тыс. рублей.

«Но групповые контракты на перелеты не подешевели, – посетовал руководитель московского офиса швейцарской туристической компании Incotrade Андрей Чуркин. – Ведь договоры между турфирмами и авиакомпаниями заключаются на полгода-год. И спецпредложения авиакомпаний к ним не относятся. Спецтарифы устанавливаются для индивидуальных туристов. Зачастую они оказываются дешевле наших цен. Однако Swiss все же пошла на снижение контрактных тарифов для индивидуальных бронирований».

Андрей Чуркин считает, что этим летом отели давали много спецпредложений, по которым был хороший процент бронирований. Пятизвездные гостиницы оказались самыми активными. За счет спецпредложений цены в них снижались до €300 за номер за ночь. В то же время городские отели 4*, например, в Женеве, давали на лето цены зимнего сезона. Ведь они по-прежнему хорошо заполнялись за счет людей, пребывающих на конгрессы. Расщедрились на скидки курортные отели 4*.

По статистике Incotrade падение турпотока из России в Швейцарию в прошедшем сезоне составило 20% по отношению к предыдущему году. Наибольший спад наблюдался в июне. В июле-августе ситуация улучшилась до уровня примерно минус 10% относительно предыдущего года. Г-н Чуркин заметил также, что в прошлом году индивидуальные туристы бронировали больше летних ночей – отдых средней протяженностью 10 дней сократился до пяти-семи, а то и до трех ночей. К тому же была низкая глубина продаж.

Менеджер по Швейцарии компании Pac Group Анастасия Нурумова отметила тенденцию увеличения заполняемости групповых туров за счет того, что бывшие индивидуалы в целях экономии поехали в групповые экскурсионные туры. Многие запрашивали размещение 5*, а в итоге ехали в 4* de lux. Наблюдался отток клиентов из 5* в 4* и из 4* в 3*. Общее уменьшение спроса на швейцарское направление у туроператора составило 15-20%. При этом не было спада в сегменте летних языковых курсов. «Ведь это хорошее вложение денег», – считает г-жа Нурумова. Зато практически исчезли запросы на поездки с медицинскими целями – похудение, реабилитация, диагностика. «Заявки были, но клиенты переориентировались на другие страны, например, Германию», – пояснила собеседница RATA-news.

«Спрос на экскурсионные летние групповые программы сократился на 20-25% по отношению к июлю-августу 2008 года, – сообщила нам директор московского офиса швейцарского туроператора Open Up Ольга Белякова. – Но прошлогодний сезон был пиковый». Однако ассортимент групповых программ Open Up в этом году увеличился за счет вступления Швейцарии в Шенген. Стали популярны туры по странам Европы, которые стартуют в Швейцарии. «Раньше у нас было 4 таких маршрута, теперь стало 12», – добавила г-жа Белякова. Что касается индивидуальных туристов, то, по ее мнению, постоянные клиенты агентств продолжают ездить. Они не снижают планку размещения, предпочитая ту же звездную категорию, но сократили сроки поездки в среднем с двух недель до 10 дней. «Ради таких клиентов отели идут на спецакции, что усложняет нам работу, – считает г-жа Белякова. – Так как контракт отеля и туроператора заключается на весь год, без скидок и спецпредложений. Скидки ориентированы на прямого клиента. Цены для туроператоров – прежние».

«Этим летом туры с обучением в Швейцарии продавались очень хорошо, – отметила генеральный директор компании «Альманах-тур», которая занимается образовательными программами, Мария Качинская. – Во многие школы было трудно попасть. Бронировать лето приходилось уже в ноябре-декабре». Летние языковые лагеря для детей до 18 лет не снижали цены. Ведь летние программы – это традиционно не дорогой продукт – от 1200 до 1660 швейцарских франков. А количество заявок на новый учебный год сократилось примерно вдвое. Это уже стало ясно в апреле-мае, так как учебный год в Швейцарии – это дорогое удовольствие, заплатить нужно 60-80 тыс. франков. Мария Качинская заметила также, что туристы пока не спешат бронировать и новогодние туры, поэтому сейчас еще можно подтвердить любой отель. (Ольга Чижкова, RATA-news)