Интурмаркет с 1 октября

В Новосибирске продолжается сокращение зимних полетных программ

Окончательная картина зимнего сезона на рынке Новосибирска, крупнейшего за Уралом центра выездного туризма, пока не сформировалась. Туроператоры продолжают вносить изменения в уже сверстанные полетные программы, число предложений сокращается. К тому же, сибирский рынок не обошли стороной проблемы «Трансаэро» и «Библио Глобуса». Программы туроператора, сформированные на базе рейсов проблемного перевозчика в Таиланд и Египет, в Новосибирске отменены.

«Библио Глобус» в новом зимнем сезоне планировал продлить до весны полеты в Хургаду (раз в 10 дней на Boeing 737), а с конца сентября анонсировал цепочки в Бангкок и на Пхукет (по два раза в неделю на Boeing 747). По словам региональных агентов, туристам, которые успели купить путевки на запланированные рейсы, оператор предложил полный возврат средств либо туры на базе полетной программы другого перевозчика с доплатой. Судя по системе онлайн-бронирования, в составе пакетов «Библио Глобуса» с перелетом в Бангкок и на Пхукет теперь значатся регулярные рейсы S7 Airlines. Туры в Хургаду вчера еще были «привязаны» к «Трансаэро», но на завозных рейсах, естественно, стоит статус «мест нет».

На прошлой неделе начал серьезно менять планы «Пегас Туристик», изначально заявивший собственные программы на Ikar Airlines (бренд Pegas Fly) в Бангкок, Нячанг, Хургаду, Шарм-эль-Шейх и на Пхукет. Туры с перелетом в столицу Таиланда оператор перевел на Royal Flight, остальные – на Katekavia (бренд Azur Air), объединившись на одних рейсах по этим же направлениям с компаниями Anex, Coral Travel и Sunmar.

Ситуация с «Трансаэро» и «Библио Глобусом», безусловно, создает на рынке негативный фон. Многие сейчас заняты переоформлением забронированных туров. «К сожалению, «Библио Глобус» перевел свои программы на S7 через полную аннуляцию, предложив пакеты по другой, гораздо более высокой стоимости, – рассказала RATA-news директор новосибирской компании «Глобус-тур» Елена Лукьянова. – Одним нашим туристам предложили доплатить 30 тыс. рублей, они отказались. Мы переживали за возврат средств, но деньги «Библио Глобус» вернул в полном объеме. Многие туристы успели забронировать туры у «Пегаса», в том числе и те, кто аннулировал туры на «Трансаэро», и мы сейчас вновь вынуждены пересаживать их – теперь на рейсы Katekavia. Это очередной имиджевый удар по отрасли, туристы волнуются. У нас есть еще заявка на свадебный тур на ноябрь в Доминиканe на «Трансаэро». Непонятно, состоятся рейсы или нет».

В новосибирском агентстве «Белка-ТВ» заявок на туры «Библио Глобуса» почти не было. «Одну семью мы пересадили на рейс S7 Airlines с доплатой, которая составила около 10-15% от первоначальной стоимости тура. Клиенты, конечно, не обрадовались, но от отдыха не отказались. Изменения в программе «Пегаса» коснулись нас в большей мере. Сейчас мы активно пересаживаем туристов, выясняем, как поменяются даты вылетов и продолжительность отдыха, кому и сколько придется доплачивать или, наоборот, получать возвраты», – поделилась директор компании Елена Якименко. Сейчас, по ее словам, постоянно приходится выслушивать от клиентов жалобы, что лучше бы им было купить билеты на регулярные рейсы и забронировать отель на «Букинге».

Сокращение объемов перевозки из Новосибирска существенное, ведь изначально программы «Библио Глобуса» базировалась на рейсах, которые он планировал заполнять единолично. Теперь же речь явно идет о блоках или билетах под конкретные заявки на рейсах S7 Airlines. У «Пегаса» на каждом из направлений, которые подверглись изменениям, было запланировано по 3-6 рейсов в месяц на Boeing 757, 737 и 767, и он также собирался грузить их самостоятельно. Теперь у них тоже блоки мест на бортах, заказанных другими игроками.

Для сравнения, на растущем рынке из аэропорта Новосибирска в высокий сезон вылетало еженедельно до 20 и более чартерных и регулярных рейсов разных перевозчиков в Таиланд – сейчас их будет восемь-девять, и то, если сокращений в течение сезона больше не будет. Падение турпотока на этом направлении, самом популярном в Новосибирске, было заметно уже в прошлом зимнем сезоне. С октября 2013 года по март 2014-го включительно в Бангкок вылетели около 68 тыс. туристов, на Пхукет – около 40 тыс. За этот же период в сезоне 2014-2015 в столицу Таиланда отправились уже около 47 тыс. туристов, на Пхукет – около 26,5 тыс. Поток в каждом случае снизился чуть более чем на 30%.

Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная рассказала RATA-news о причинах оптимизации программ: «Эта тенденция сохраняется уже не первый сезон, и не важно, кто к кому сел – где-то мы к «Коралу» или «Анексу», где-то – наоборот, в разных регионах по-разному. В Новосибирске мы планировали самостоятельные программы, но учитывая тот факт, что покупательная способность клиентов продолжает падать, мы решили отрегулировать ситуацию. Никаких сигналов о восстановлении спроса пока нет. Все операторы в одинаковом положении, напряжение серьезное, поэтому договариваться не сложно. Сейчас не время для борьбы, время – для консолидации». Коллегу дополнила руководитель «Пегас-Новосибирск» Марина Безрядина: «Томск, Омск, Барнаул, Новокузнецк будут летать в основном на Azur Air, а Красноярск, Иркутск, Хабаровск – на Pegas Fly. Регионы «поделили» исходя из целесообразности использования самолетов».

Все происходящее на рынке Новосибирска заметно меняет его структуру. Если раньше большую часть рейсов на популярных туристических зарубежных направлениях занимали чартерные программы, то теперь они сжимаются, а доля регулярной перевозки растет. Некоторые операторы для формирования своих программ уже не первый сезон используют только регулярные рейсы. Например, Tez Tour в прошлом году перевел на них все свои зимние программы, аналогично и в этом сезоне. «Наши предложения в Бангкок, на Пхукет и в Австрию через Мюнхен базируются на рейсах S7 Airlines, а в Дубай – на S7 и Fly Dubai», – сообщила руководитель новосибирского офиса Tez Tour Галина Машухова. Жестких блоков оператор не брал, все под запрос и в реальных объемах, которые необходимы рынку. Главное, по ее словам, найти баланс, чтобы предложения соответствовали спросу. Если продажи будут расти, увеличить объемы сможет любой туроператор.

Агенты успокаивают себя тем, что оптимизация в любом случае лучше, чем новости о банкротстве компаний. Наши собеседники отметили, что спрос на зарубежные туры хоть и сохраняется, но не растет, клиенты бронируют туры на ближайшие вылеты, глубина продаж составляет месяц-полтора, новогодних заявок немного. Туристы сокращают количество поездок, больше всего просели продажи бюджетного и среднего ценового сегмента. Горящие туры появляются, но все надеются, что в новом зимнем сезоне игрокам будет не до демпинга, особенно после всех корректировок. Сокращаются также региональные программы с вылетом из других сибирских городов, и турбизнес надеется, что часть потока переориентируется на Новосибирск.

 

Анна Вальцева, RATA-news