Интурмаркет с 1 октября

Маргарита Бабаян: «С представителями национальных офисов мы живем "на разных планетах"»

Visit USA Russia – редкий пример успешного объединения российских туроператоров для совместного продвижения направления. О том, как конкурентам удалось договориться, корреспонденту RAТA-news рассказала Глава Совета партнерства Visit USA Russia, генеральный директор компании «Америка Трэвел» Маргарита Бабаян.

 

– Расскажите, пожалуйста, об организации, которую многие воспринимают как национальный офис США по туризму.

– Членами Visit USA Russia являются 58 компаний. С американской стороны это принимающие компании, офисы по туризму городов и штатов, авиакомпании и отели, компании, предоставляющие услуги аренды автомобилей. С российской – туроператоры, как многопрофильные, так и те, кто занимается исключительно этой страной.

Принцип устройства Visit USA Russia – такой же, как у наших коллег во всем мире. Мы существуем на членские взносы участников. Visit USA Russia был организован по инициативе и в тесном сотрудничестве с Торговым представительством США в Москве по модели, успешно используемой Туристической ассоциацией США в более 40 странах. Такая форма необычна, причем, не только для России. Как правило, продвижением страны как туристического направления занимаются национальные офисы по туризму: их работу и зарплату сотрудников спонсируют государства. Участвуя во всех встречах национальных офисов и общаясь с их представителями, мы понимаем, что живем с ними «на разных планетах», поскольку все свои программы и мероприятия финансируем сами. Но я вижу и преимущества нашей организации – ее формат способствует реальному объединению участников рынка.

Поддержка посольства и Туристической ассоциации США – не материальная, а «ресурсная». Например, посольство предоставляет помещения для встреч, сотрудники консульского и торгового отдела присутствуют на всех наших мероприятиях. Во время road-show в сентябре этого года генконсульства в российских городах помогали организовывать рабочие встречи. Благодаря сотрудничеству с торгпредством и Туристической ассоциацией США мы имеем возможность участвовать в различных государственных программах и в дальнейшем надеемся получить гранты на расширение деятельности. Сейчас для проведения воркшопов мы выбираем те регионы, где видим наибольший интерес туристов, а получение дополнительной финансовой поддержки позволит расширить число охваченных нашей деятельностью городов.

 

– Сколько компаний в России занимаются США?

– Серьезно, по моим данным, 20-25 туроператоров. Подавляющее большинство из них -члены Visit USA Russia или работают с российскими и американскими компаниями, которые состоят в нашей организации. В Visit USA Russia входит шесть компаний из Санкт-Петербурга, три из Владивостока, одна из Самары, одна из Екатеринбурга. Мы планируем расширяться, приглашает и американские компании, которые стараемся заинтересовать российским рынком. Это, в первую очередь, поставщики услуг – офисы по туризму городов, штатов и национальных парков, кампании по аренде автомобилей, авиакомпании.

 

Visit USA объединяет конкурентов, тогда как для российского рынка более привычна разобщенность.

– Подход, используемый Visit USA во всем мире, сработал и в России. Возможно, свою роль сыграл хороший опыт партнерства российских туроператоров по США, а также необходимость продвигать пока слабо освоенное направление. Одной, даже очень мощной компании, готовой вкладывать средства в продвижение, такую задачу не решить, знаю это по собственному опыту. «Америка Трэвел» работает на рынке с 1993 года, и с целым рядом проблем в отношениях с авиакомпаниями, посольством нам удалось разобраться только в рамках Visit USA Russia.

Необходимость совместными усилиями чего-то добиваться учит и договариваться. Мы всегда можем найти точки соприкосновения и организовать мероприятия, интересные членам партнерства. Например, образовательными программами занимаются не все, но для ряда компаний, это значимый сегмент рынка. Я очень довольна нашим участием в выставке «Образование в США». На горнолыжных салонах традиционно хорошо представлены американские горнолыжные курорты, но если раньше с российской стороны в них участвовали одна-две компании, то на Лыжном салоне 2011 года мы выступили очень мощно.

Потенциал американского рынка очень большой, но пока поток туристов из России не превышает 170 тысяч человек в год, причем включая и тех, кто отправляется в США на учебу, по программам Work & Travel, на деловые мероприятия. Выезжающих с туристическими целями пока немного.

 

– Однако число туристов за первые 9 месяцев года выросло на 37% по сравнению с тем же периодом 2010.

– Развивать туризм в США, мне кажется, даже проще, чем другие направления, связи с этой страной у нас очень тесные. Все про США хорошо знают, у многих там живут родственники, знакомые, организации часто имеют деловые связи с Америкой. Практически у каждого члена туристической группы, которую мы привозим в Нью-Йорк, есть те, с кем он хочет повидаться в этом городе. Получается интересная ситуация: сама по себе страна очень известна, но пока не является популярным туристическим направлением. Изменить ситуацию – наша задача.

Многие приезжают в Нью-Йорк и другие города США самостоятельно. Но, просидев несколько недель дома у родственников или побывав на Брайтон-бич, страну узнать сложно. Нам хотелось бы, что бы люди открыли для себя огромные туристические возможности США.

 

– А не помешает ли вам рост числа самостоятельных туристов, бронирующих в онлайне?

– Я помню наши разговоры в конце 90-х, когда интернет действительно перевернул сознание людей. Мы опасались, что туристический бизнес проживет не более двух-трех лет. Теперь я думаю, что должно пройти еще много лет, чтобы человек отказался от живого общения в пользу очень умной, но машины. Скорее всего, этого никогда не случится.

Мы не видим, чтобы в агентствах покупали меньше пакетных туров, несмотря на то, что за последнее время число онлайн-бронирований действительно выросло. Цена пакетного тура меньше, чем покупка каждой услуги в отдельности. Кроме того, не все можно купить в интернете. Например, русскоязычное экскурсионное обслуживание. Найти на месте индивидуального гида можно, но стоить это будет гораздо дороже. Самая путешествующая аудитория, по крайней мере для нас, это люди 40-45 лет. Они не всегда умеют бронировать в интернете, им проще обращатиться в турфирму или хотя бы на ее сайт.

 

– Какие методы продвижения, помимо участия в выставках и организации воркшопов, вы используете?

– Мы подготовили образовательный 4,5-часовой тренинг-цикл, который в рамках road-show возили по городам России, а теперь выложили на нашем сайте. Цель курса – сделать Америку немного ближе. В регионах присутствует некая робость по отношению к работе с США, и клиенты, которые обращаются в агентства, порой лучше осведомлены о стране, чем менеджеры. Тренинг включает информацию по самым интересным и популярным направлениям отдыха в стране, по процедуре получения визы и покупке авиабилетов, ценам на услуги и специфике их покупки, условиям получения скидок в национальные парки. Этот тренинг будет полезен и агентствам, и любому человеку, интересующемуся путешествиями в Америку. Прошедшие его агенты могут получить диплом, который подтвердит их знание продукта. В дальнейшем мы будем развивать, пополнять и адаптировать тренинг, учитывая пожелания пользователей.

Еще одно важное направление деятельности Visit USA Russia – организация рекламных туров для агентств, пресс-туров для журналистов. В этом сезоне мы проводим горнолыжные фам-туры в США.

 

Екатерина Сирина, RATA-news