Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Плюсы и минусы программы льготных кредитов на строительство отелей

07:28, 16 февраля 2021

Правительство РФ утвердило программу выдачи льготных кредитов на создание объектов туристической инфраструктуры, включая строительство отелей. Речь идет о длинных займах сроком до 15 лет по низким ставкам от 3% до 5% годовых вместо сегодняшних примерно 10%.

«Такое решение позволит привлечь новых инвесторов в эту сферу, предприниматели получат необходимую гарантию. При этом условия ведения бизнеса будут понятными, прозрачными. Льготные кредиты можно будет использовать для строительства или реконструкции гостиниц и многофункциональных комплексов, которые включают санатории, спортивно-оздоровительные центры, выставочные площадки или объекты культуры», – сказал на оперативном совещании премьер Михаил Мишустин.

Льготный заем будет доступен организациям, не имеющим задолженности по зарплатам перед работниками и просроченных налоговых платежей. Потенциальный заемщик также не может проходить процедуру ликвидации или банкротства. Полученные средства предназначены на строительство или реконструкцию гостиниц площадью не менее 5 тыс. кв. м или с фондом от 120 номеров. В проект также включены отели, расположенные в офисных или торгово-развлекательных комплексах, если их фонд превышает 150 номеров.

По словам инвестора отеля Hotel Indigo St-Petersburg Tchaikovskogo 5*, соруководителя комитета РСТ по гостиничной деятельности Виктории Шамликашвили, помимо очевидных плюсов – потенциально довольно низкая ставка и длительный срок займа – в программе есть и минусы. Например, не учтено, что в условиях пандемии большинство отелей так или иначе вынужденно задерживают налоговые выплаты. «И как быть тем, кто ранее уже взял кредиты по очень высоким ставкам и на меньший срок, инвестировал при курсе 25 рублей за доллар против сегодняшних 75? Почему отельеры лишаются возможности рефинансировать существующие задолженности? И почему бы не помочь тем, кто уже вложился, а не только будущим инвесторам?», – задается вопросами г-жа Шамликашвили.

Эксперт также заметила, что объемы инвестиций, например, в Санкт-Петербурге, Калмыкии и на Камчатке будут различаться. Разные «судьбы» у городских и загородных объектов размещения. Например, отели Петербурга и Ленобласти по-разному переживают пандемию – городские проседают, а загородные получили то, чего никогда ранее не имели. «Другое дело, что, когда откроются границы, в область поток, к сожалению, сильно сократится, а городские отели имеют высокие шансы вернуть своего потребителя», – уверена Виктории Шамликашвили.

Как пояснил управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, если инвестор вкладывает в строительство собственные средства, то, как правило, отель окупается в течение 10-12 лет. «По сути, инвестор теряет в стоимости своих денег, вложенных в начале проекта, те же 3-5% – они дешевеют. Соответственно, кредит под 3% и есть собственные деньги. И если кредит, как я понимаю, будут давать, под проектное финансирование – то есть источником обслуживания долговых обязательств становятся денежные потоки, генерируемые проектом, то инвестору не придется искать залог на всю сумму кредита. А это важнее, чем даже низкий кредитный процент», – подчеркнул он. В этом случае государство выступает гарантом перед банком и погашает разницу между ставками, ведь банки не будут работать в убыток. «Фактически это субсидирование процентной ставки, поэтому государству придется очень внимательно проверять инвестиционные проекты. И здесь важно, кто будет оценивать бизнес-планы и давать финансовое заключение», – сказал эксперт.

По его мнению, крайне важно не только выдавать кредиты, но и обеспечить длительную стабильную работу бизнеса: «Все должно развиваться комплексно. Допустим, дали мне дешевый кредит, я выбрал место для строительства. Но еще до этого мне надо понимать, как государство планирует развивать этот регион – где и когда будут строить дороги, парковки, туристическую инфраструктуру и т.д. Иначе даже самый грамотный проект обречен на неудачу».

Как отметил Андрей Уманский, президент группы компаний «Алеан», владеющей отелями в Анапе и Сочи, программу льготного кредитования давно ждали. «Мы рады, что программа утверждена, но, как известно, дьявол кроется в деталях. Нужно понять все нюансы, связанные с получением денег и отчетностью. При благоприятном раскладе мы бы воспользовались программой. У нас есть несколько инвестиционных проектов, к реализации которых планируем привлекать финансирование. И, конечно, это нас серьезно поддержит», – подчеркнул он.

Руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма российского офиса компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова согласна: отрасль давно ждала эти льготы, и они вполне весомы для девелоперов. Отсутствие долгосрочного и дешевого финансирования называют чуть ли не основной причиной, по которой девелоперы не идут в гостиничные проекты. Во время пандемии офисы и торговые центры закрыли, персонал перешел на удаленку, а в гостиницах пошли массовые увольнения.

«Чтобы не нарушать трудовое законодательство, владельцы гостиниц должны были изыскивать средства и брать кредиты. Другая не менее тяжелая проблема для гостиниц – налоги. Налог на недвижимость может составлять до 15-20%от выручки в первые годы работы отеля. Это неподъемные деньги. Постоянно растущие коммунальные платежи также снижают операционную маржу. А любые льготы обставляются таким количеством требований и процедур, что не у каждого инвестора хватит терпения все это соблюсти. Мне кажется, на рыночную ситуацию существенно сможет повлиять рост спроса на гостиничные услуги, тогда и компенсация ставок будет востребована. В противном случае этой опцией опять воспользуются единичные инвесторы», – считает г-жа Смирнова.

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно