Калуга

Почему функции государственного регулирования электронной путевки выполняет частная компания?

Предпринимательские объединения в сфере туризма направили обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой отложить рассмотрение законопроекта об электронной путевке на период, когда отрасль выйдет из кризиса.

Рассмотрение этого законопроекта неоднократно переносилось, но тема не закрыта. В частности, она вновь была поднята 9 апреля на дистанционной встрече председателя правительства Михаила Мишустина с фракцией ЛДПР. А значит даже в столь тяжелое время над турбизнесом по-прежнему висит угроза увеличения административной и финансовой нагрузки.

Обращение к Вячеславу Володину подписали президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев, глава комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Юрий Барзыкин и руководитель комиссии по туриндустрии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Шпилько.

В обращении, в частности, говорится, что законопроект предусматривает запрет на реализацию турпродукта без формирования электронной путевки, а также установление административной ответственности за нарушение данного запрета. Также предполагается, что оператором системы взимается плата за размещение электронной путевки в системе. Таким образом, использование электронной путевки должно быть платным для туроператоров, а значит, в конечном счете, и для потребителей.

По мнению авторов обращения, рассмотрение законопроекта в нынешней ситуации несвоевременно. Туристический рынок, первым принявший на себя удар экономического кризиса, вызванного распространением нового коронавируса COVID-19, находится в состоянии глубокого коллапса.

Туроператорская и турагентская деятельность прекращена, загрузка гостиниц упала ниже 5%, отели и санатории на курортах закрыты. Нечем платить зарплату, не говоря уже о налогах и возврате кредитов. Начались массовые увольнения. По оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в зоне риска в связи с пандемией в сфере туризма в России оказались 1,1 млн рабочих мест. Но даже в случае оптимистичного прогноза по срокам прекращения эпидемии коронавируса и связанного с ней экономического кризиса восстановление туристического рынка займет еще не менее двух лет, говорится в обращении.

С просьбой о введении моратория на нормотворческие инициативы, связанные с увеличением финансово-административной нагрузки на бизнес, в частности, на введение электронной путевки, предприятия индустрии туризма ранее обращались к президенту России Владимиру Путину. В коллективном письме туристических ассоциаций рассмотрение подобного рода законодательных инициатив в сложившейся ситуации названо кощунственным.

Предложение отложить рассмотрение законопроекта об электронной путевке до 2021 года содержится также в письме руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, направленном заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Чернышенко.

В своих предложениях по внесению изменений в законопроект авторы письма, в частности, обращают внимание председателя Госдумы на то, что функции по эксплуатации единой информационной системы электронных путевок исполняются коммерческим юридическим лицом АО «Национальные туристические технологии». Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц (официальная выписка с сайта ФНС России есть в распоряжении RATA-news), это частная компания. «Национальные туристические технологии» позиционируют себя как структуру «Ростеха», но доля этой государственной корпорации в одном из учредителей АО «НТТ» (АО «КРЭТ») составляет лишь 0,71%.

Контроль за применением электронной путевки – это фактически государственное регулирование, соблюдение которого обеспечивается административной ответственностью по КОАП РФ. Поэтому авторы обращения предлагают на законодательном уровне возложить функции по эксплуатации этой системы на федеральный орган государственной власти в сфере туризма.

Делегирование функции по ведению системы коммерческому юридическому лицу противоречит ст. 3.1. закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в которой информационное обеспечение туризма отнесено к компетенции Федерального агентства по туризму.

Если федеральный орган исполнительной власти посчитает необходимым выбрать подрядчика для технического обслуживания информационной системы, должен будет определить его с учетом требований закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В противном случае органы государственной власти фактически создают монополиста, что в соответствие с законом «О защите конкуренции» может быть квалифицировано как ограничение конкуренции.

Что касается платы за использование электронной путевки, то авторы обращения предлагают, чтобы ее размер и порядок устанавливался правительством РФ.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что электронная путевка вводится с целью повышения защиты прав потребителей туруслуг, а также обеспечения «эффективного функционирования механизмов экономической ответственности туроператоров». Иными словами, как отмечалось выше, речь идет о функциях государственного регулирования, реализация которых должна обеспечиваться за счет средств бюджета Российской Федерации, говорится в письме.

В итоге, как считают авторы обращения, законопроект целесообразно направить на доработку и вернуться к его рассмотрению не ранее четвертого квартала 2021 года.