Почему 2021-й нельзя объявлять Годом детского туризма
В минувшую пятницу в средствах массовой информации появилось сообщение, что Владимира Путина попросили объявить 2021-й Годом детского туризма в России. Идея не новая и озвучивается не впервые. Но специалисты в сфере детского отдыха убеждены, что именно следующий год для этой темы категорически не подходит.
Инициативу проявил Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ). Авторы обращения обосновали свое предложение тем, что из-за пандемии многие дети не смогли отправиться в запланированные поездки на отдых, по экскурсионным маршрутам и т.д. В этой ситуации детский туризм нуждается в особой поддержке и внимании со стороны государства, именно такую роль и должен сыграть тематический 2021 год.
Впервые тема «Года детского туризма» возникла пять лет назад на заседании Координационного совета по развитию детского туризма, которое проходило в «Артеке». С предложением выступил Сергей Минделевич, который много лет возглавлял комиссию по детскому туризму Общественного совета при Ростуризме и рабочую группу по детскому туризму Координационного совета по развитию туризма при правительстве РФ. Тогдашний вице-премьер Ольга Голодец идею поддержала. Подготовкой проекта соответствующего указа президента занялось Минкультуры России, отвечавшее тогда за туризм в стране. Но история затянулась, а потом туризм был передан в ведение Минэкономразвития России.
Благодаря Ольге Голодец проведение Года детского туризма было включено в программу мероприятий первого этапа программы «Десятилетие детства», утвержденного указом президент РФ от 29 мая 2017 года в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства. Были назначены исполнители – Минэкономразвития России и Минпросвещения России. Но опять, видимо, руки не дошли.
Как рассказал RATA-news Сергей Минделевич, после того, как Ростуризм переподчинили напрямую правительству, тема Года детского туризма снова всплывала, предполагалось, что его запланируют на 2023-й, чтобы было достаточно времени на подготовку. Также Минпросвещения не исключает этот пункт из списка мероприятий «Десятилетия детства», хоть и переносит на второй этап программы.
«Надеюсь, в конце концов, давно согласованный и утвержденный правительством Год детского туризма все же состоится. Но объявлять его в 2021 году категорически нельзя, это будет профанация», – убежден г-н Минделевич.
Он пояснил, что реально развивать массовый детский туризм в стране можно исключительно при активной поддержке в регионах. Никакие «указивки» и даже разовое финансирование из Москвы делу не поможет, такой подход не годится для длительной повседневной работы.
По словам Сергея Минделевича, именно для привлечения внимания к детскому туризму руководителей регионов, для его финансирования на местах и был задуман тематический год. Планировалось, что после выхода указа президента главы администраций к 2023 году подготовят программы и заложат в бюджеты средства, необходимые для проведения мероприятий.
«Где-то откроют центр детского туризма – их сейчас в стране всего около двух сотен, а городов в стране более двух тысяч. Где-то обеспечат школы походным снаряжением, проведут региональный слет юных туристов или соответствующую подготовку педагогов, организуют экскурсии и походы, – перечисляет г-н Минделевич. – Если же объявить Годом детского туризма 2021-й, ничего этого не будет!».
Сейчас и федеральный, и региональные бюджеты на следующий год уже сверстаны, и дополнить их более-менее ощутимые затраты на тематический год невозможно. Да еще при дефиците бюджетов в нынешней ситуации, когда много средств ушло на борьбу с пандемией. «Максимум будут проведены лишь некоторые «показательные» акции, да и то – чтобы отчитаться о проведении года. Результат будет нулевой, как говорят, холостой выстрел. Но после этого в ближайшие лет 15 второй раз объявить Год детского туризма будет уже невозможно», – считает эксперт.
Он также подчеркнул, что пандемия продолжается и не известно, когда пойдет на спад. Поэтому организовывать массовые мероприятия с детьми, мягко говоря, неразумно.
«По моему мнению, предложение провести Год детского туризма в 2021-м – наглядный пример того, как непродуманными действиями можно угробить полезную идею», – сказал Сергей Минделевич.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»