Travelport с 18 января

Россияне планируют значительно снизить расходы на отдых – но смогут ли?

Говоря о планах на крупные покупки на ближайшие полгода, то россияне традиционно декларируют отсутствие таковых либо заявляют о намерении по снижению своих потребительских аппетитов. Однако, как показывают регулярные опросы исследовательского холдинга Ромир, нашим согражданам редко удается этого добиться.

В течение всего прошлого года россияне не демонстрировали обещанной экономии на крупных покупках. Почти по всем категориям расходы увеличились, особенно на покупку одежды и обуви, смартфонов, медицинские услуги и отдых. Планируя 2019 год, россияне уже по традиции заявили о стремлении к экономии – четверть респондентов постараются отказаться от крупных покупок, а остальные планируют хотя бы сократить расходы на них.

В декабре 2018 года исследовательский холдинг Ромир в рамках всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2013 года, что позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян и их потребительские настроения в целом.

Согласно полученным результатам, за последний год россияне увеличили свои расходы практически во всех категориях. Исключением стала бытовая техника и электроника, которая уже третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику – с 13% в 2016 до 7% в 2018. Вдвое – с 31% до 15% – сократилось число семей, которые не совершали никакие крупные траты за последнее полугодие.

В частности, каждый пятый россиянин (21%) потратил существенные средства на отдых. Таким образом, число тех, что выделил существенные средства на путешествия, выросло вдвое по сравнению с предыдущим 2017 годом и вернулось к показателю 2014 года.

Как видно из гистограммы 2, россияне серьезно перевыполнили планы по расходам. В частности, вместо четвертой части россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершила половина опрошенных – 51%. На медицинские расходы потратилась почти треть россиян вместо планировавших их 14%. Превышение расходов заметно и в других категориях: отдых (9% против 21%), ремонт (7% против 13%), развлечения (4% против 7%), смартфоны (5% против 15%), мебель (5% против 11%), ремонт автомобиля (4% против 10%).

То есть большинство россиян не смогли удержать свой кошелек на замке – 42% не планировали совершать крупные покупки, но лишь 15% смогли это сделать.

Если говорить о планах на крупные покупки на ближайшие полгода, то россияне традиционно декларируют отсутствие таковых либо заявляют о намерении по снижению своих потребительских аппетитов (гистограмма 3). Так, каждый четвертый опрошенный (25%) заявил, что не собирается тратить деньги на крупные покупки. Также россияне планируют значительно снизить расходы на одежду, медицину, отдых, покупку смартфонов.

В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.