Александр Елисеев: «Мурманская область принимает треть турпотока в российскую Арктику»
Председатель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев год назад приехал в регион из Москвы, до этого работал, в том числе, в Сочи. То есть человек он не северный. Тем интереснее было расспросить нашего собеседника о туризме за Полярным кругом, о проблемах, задачах и первых успехах на новом месте.
- Обычно не возникает вопросов, зачем люди едут отдыхать на юг. За год работы в Мурманске вы уже поняли, зачем ехать на север?
- Не только понял, но и готов агитировать. Арктика стала брендом, посетить ее хочет все больше людей. Мурманская область – край нетронутой природы, бесконечной тундры, порожистых рек и тысяч озер с кристально чистой водой. Когда я всё это увидел, сразу понял, почему посещаемость региона постоянно растет.
Турпоток в российскую Арктику сегодня составляет более 1 млн человек в год, Мурманская область принимает треть этого объема. Это подтверждает и ежемесячный мониторинг наших муниципалитетов: с января по октябрь 2021 года в Мурманской области отдохнуло порядка 350 тысяч туристов. За аналогичный период 2020 года турпоток составил 196,8 тысяч человек. Рост, как видите, почти 78%.
Конечно, такой интерес требует оперативного и масштабного развития туристической инфраструктуры. В области 126 классифицированных объектов размещения в общей сложности почти на 7 тыс. мест. Однако 87 из них с максимальной вместимостью 3776 человек не имеют ни одной звезды, а это, как вы понимаете, не соответствует запросам туристов. Следовательно, необходимо работать над реновацией уже существующих мест размещения либо создания новых.
Кроме того, надо совершенствовать транспортную инфраструктуру. Планируется строительство нового терминала в аэропорту Мурманска и реконструкция аэропорта в Кировске, прокладывается современная дорога в Териберку, развивается придорожный сервис.
- Так зачем туристам ехать в Арктику?
- Ну не пляжем единым, как говорится... У нас популярен рыболовный туризм: ловится налим, сёмга, сиг, форель, горбуша, треска, камбала, корюшка, пикша, кумжа, щука. Достаточно или еще назвать? Есть туроператоры, которые специализируются на таких турах.
Дальше активные виды туризма: горнолыжный туризм, скиджоринг – лыжная гонка с собаками, сноукайтинг – катание на лыжах или сноуборде с буксировочным кайтом по по снегу или льду, юкигассен – захватывающая игра в снежки, футбол на снегу, зимний дайвинг и ледяное плавание, снегоходный туризм. Этнографический туризм – в регионе живы традиции саамов и поморов.
Культурно-познавательный, экологический, минералогический, гастрономический, промышленный. Набирают обороты новые турпродукты, например, фотоохота на китов, крабовое сафари, морские прогулки по Кольскому заливу и туры на сап-бордах.
Спрос рождает предложение. Это легко проследить по увеличению количества туроператоров в регионе. В 2019 году в федеральном реестре значилось 37 компаний Мурманской области, 1 июня 2021 года было зарегистрировано уже 50, а сейчас уже 64. И все они загружены работой. Мы это знаем, потому что наладили тесный контакт с турбизнесом, отельерами, рестораторами, транспортными компаниями и совместно разработали концепцию развития на ближайшие пять лет.
- В чем суть концепции?
- Помимо работы в рамках действующей госпрограммы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в сфере туризма», законотворческой деятельности, продвижения региона и поддержки бизнеса, мы предлагаем на каждый год определять направление работы по определенному виду туризма. Это позволит фокусироваться на решении конкретных системных проблем отрасли, целенаправленно расставлять акценты.
Например, 2022-й у нас определен как год экологического туризма, если точнее, то экологически осознанного туризма. Намечены меры поддержки этого сегмента, медиаактивность, обучение, планируется разработка новых маршрутов, организация тематических событий, субсидирование экопроектов и т.д.
Большая часть туристов приезжает в Арктику ради посещения необычайно красивых природных территорий. Наша задача – сохранить эту красоту в условиях увеличения турпотока.
Яркий пример – поселок Териберка на берегу Баренцева моря. В 2014 году там проходили съемки кинофильма «Левиафан», после чего это поселок стал буквально местом паломничества туристов. Живет там чуть больше 500 человек, а количество приезжих каждый год больше в несколько раз и постоянно растет. До недавних пор сложно было даже вести статистику, можно было лишь косвенно судить по оставляемому туристами мусору. Нагрузка на окружающую среду в поселке значительно возросла, поэтому было принято решение о создании природоохраняемой территории.
Теперь посещение природного парка «Териберка» возможно только по предварительной регистрации, это позволяет контролировать турпоток, чтобы в дальнейшем проработать механизм равномерного распределения нагрузки на окружающую среду. С 13 сентября по 31 декабря 2021 года для посещения Териберки зарегистрировалось более 6900 человек.
2023 год мы планируем посвятить развитию активного туризма. Этот вид отдыха играет очень важную роль в нашем регионе. Мероприятия, которые пройдут в год экологического туризма, помогут нам подготовимся к теме активного отдыха. Тем более что и те и другие туры проходят на природе, и создавать маршруты уже с учетом определенных и подготовленных площадок бизнесу будет гораздо легче.
2024 год будет сконцентрирован на культурно-познавательном туризме, это всегда основа основ для посещения любого региона.
2025-й – год промышленного туризма, поскольку промышленность – одна из ведущих отраслей Мурманской области, и мы уже сейчас ведем активную работу в этом направлении. В частности, подписано соответствующее соглашение между региональным правительством и Агентством стратегических инициатив и началась работа по созданию экскурсионных маршрутов на крупнейшие предприятия – судоремонтный завод, Кольская АЭС, Ковдорский горно-обогатительный комбинат, Северо-Западную фосфорную компанию и другие.
2026 год запланирован для развития делового туризма. На тот период намечена реализация масштабных инфраструктурных проектов, например, культурно-делового центра «Новый Мурманск», предполагающего масштабную реновацию территории недействующего Мурманского судоремонтного завода, где будет создано уникальное городское пространство. Также в период до 2026 года должен быть реализован проект «Валла-Тунтури» – создание на Кольском полуострове туристических объектов и сервиса мирового уровня. Общий объем заявленных инвестиций составляет 27,8 млрд рублей. Планируется строительство двух туристических локаций в общей сложности ориентировочно на 1070 номеров 3-5*, восьми глэмпингов с соответствующей инфраструктурой и социально-культурными объектами. Появятся две взлетно-посадочные полосы для малой авиации, а также горнолыжный комплекс, канатная дорога, яхт-клуб, организованные мест для туристического рыболовства и дайвинга.
- Качество турпродукта – одна из проблем внутреннего туризма. Согласны?
- Да, тема очень важная. В 2021 году мы начали анкетирование прибывающих в регион туристов. Всех, кто обращается за консультацией в ТИЦ Мурманской области, мы просим поделиться впечатлениями и заполнить анкету гостя, системно работаем с отзывами и предложениями. Анкета, кстати, размещена на сайте комитета по туризму – на русском и английском.
И именно для повышения качества турпродукта мы приняли решение организовать добровольную аккредитацию гидов на региональном уровне. И обнаружили, что многие наши экскурсоводы не имеют дополнительного образования, необходимого для этой деятельности. В рамках нашего сотрудничества с Мурманским арктическим государственным университетом порядка 50 человек уже проходят обучение или повышают квалификацию.
- Насколько остро стоит в Мурманской области вопрос подготовки кадров для отрасли?
- Да, это тоже проблема. В период пандемии многие ушли из туристической сферы, поскольку она одна из наиболее пострадавших и переживает сильнейший кризис.
С другой стороны, в нынешней ситуации государство повернулось в сторону развития внутреннего туризма и создания инфраструктуры, которую надо обслуживать. Причем нужны не просто рабочие руки, а кадры нового поколения! Вы знакомы с атласом новых профессий, созданным в Сколково? Авторы-разработчики не без основания утверждают, что многие профессии, особенно посреднические, как турагент и туроператор, считаются профессиями-пенсионерами. Им на смену придет другая специальность – режиссер индивидуальных туров. И мы эту тенденцию наблюдаем уже сейчас. Однако это не просто человек, называющий себя гидом, который везет на своей машине посмотреть северное сияние. Это именно режиссер, который тщательно составляет маршрут в соответствии с интересами туриста, продумывает всё до мелочей.
- Какие требования будут предъявляться к кадрам нового поколения?
- Помимо общей эрудиции, профессиональных навыков, понадобятся знания новых технологий, иностранных языков, творческие способности, умение работать в режиме многозадачности. И воспитывать такие кадры нужно со школьной скамьи. Поэтому мы начали работу с центром дополнительного образования «Лапландия», который готовит инструкторов-проводников и организаторов детско-юношеского туризма. Планируем совместно проводить профориентацию школьников.
У нас хороший контакт с Мурманским арктическим государственным университетом. В этом году согласовали темы выпускных квалификационных работ, студенты будут работать по тем направлениям, которые важны для турбизнеса и региона. В ближайшее время проведем круглый стол со всеми учебными заведениями, занимающимися подготовкой кадров для гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса. Готовясь к этому мероприятию, мы начали опрос всех участников процесса подготовки кадров – преподавателей, студентов, выпускников и работодателей. Будем благодарны всем, кто ответит на вопросы анкеты. Интересно рассмотреть проблему практикоориентированной подготовки кадров с позиций разных регионов.
Анкета для преподавателей
Анкета для студентов
Анкета для выпускников
Анкета для турбизнеса и власти