Растет или снижается турпоток из России в Грецию?
Вклад туризма в ВВП Греции по итогам 2018 года составил 11,7% (€21,6 млрд). Непрямые поступления от отрасли оцениваются почти в 31%, или €57,1 млрд. Особенно ощутимо влияние туризма на экономику трех главных туристических регионов страны – 47,2% ВВП на Крите, 71,2% – на Ионических островах и более 97% – на Южных Эгейских островах. Поступления от иностранного туризма, включая расходы на воздушный и морской транспорт, составляют более 80% от всего греческого товарного экспорта за исключением судостроения и топливной отрасли.
Таковы результаты очередного исследования INSETE Intelligence Греческой конфедерации туризма (SETE) на основе статистики Центробанка страны, данных аэропортов и морских портов, гостиниц и ресторанов.
Въездной поток в Грецию в 2018 году вырос на 10,8%, а доходы от него – на 11,7%. Всего в стране отдохнуло более 30,1 млн иностранных гостей, это меньше официальных прогнозов. На выставке MITT-2019 Елена Кундура, которая тогда была министром туризма Греции, заявляла, что по итогам 2018 года ожидается 33 млн иностранных гостей, в том числе 1 млн россиян.
В исследовании SETE нет показателей по странам. Чтобы узнать, сколько в итоге россиян приехало в Грецию в прошлом году, мы обратились к данным Банка Греции. И обнаружили там цифры, отличающиеся и от данных SETE, и от «предсказаний» г-жи Кундура.
По статистике этого ведомства, в Греции в 2018 году побывало 33 млн иностранных туристов, в том числе 23 млн – самостоятельные, 10 млн – организованные, причем оба потока развиваются с равной динамикой: за последние пять лет каждый из них вырос вдвое.
Самый большой въездной рынок для Греции – Германия (почти 4,4 млн, +18%), далее идут Великобритания (2,9 млн, -2%) и Италия (1,7 млн, +15%). Среди крупнейших также – Франция, Голландия, США, Австралия.
Из России, по данным Банка Греции, в 2018 году приехало 520,2 тыс. туристов. То есть, судя по цифрам этого ведомства, турпоток из нашей страны в Грецию падает третий год подряд: в 2016 году из России было почти 600 тыс. прибытий, в 20617 – 589 тыс. Самыми успешными за последние десять лет стали 2013 и 2014 годы – тогда в Греции отдохнуло 1,35 млн и 1,25 млн россиян соответственно, то есть почти втрое больше, чем в прошлом году. Хорош был и 2012 год – почти 1 млн. россиян.
Напомним, согласно российской пограничной статистике, в Грецию из России в прошлом году отправилось 672 тыс. туристов – минус 3% по сравнению с 2017. В итоге с 5 места в рейтинге выездных направлений страна переместилась на 8.
Согласно исследованию SETE, общие доходы Греции от иностранных туристов составили в прошлом году €15,9 млрд, что почти на 11% превышает 2017 год. Более 70% всех этих поступлений приходятся на четыре месяца высокого сезона – июнь-сентябрь. Расходы на одного туриста в среднем равнялись €526,7, практически оставшись на уровне прошлого года (+0,8). Россияне, кстати, по-прежнему в числе лидеров по тратам на одного человека – €585.
Греки давно обеспокоены тем, что у них не получается более-менее ощутимо повысить средние траты иностранных туристов. Например, у ближайшего конкурента – Испании – гости оставляют за поездку не менее €600, причем этот показатель медленно, но растет. А в Греции последние 14 лет траты туристов снижаются: в 2005 году они в среднем расходовали €745,7 на человека. То есть к 2018 году показатель снизились более чем на треть. Эксперты полагают, что из-за инфляции реальный ущерб от падения превышает этот статистический показатель, ведь в 2005 году на €100 можно было купить гораздо больше, чем сейчас.
Греческая статистика отметила также в 2018 году небольшой рост расходов туристов на размещение – с €67,7, до €69,9. При этом продолжительность пребывания гостей в стране снизилась на 2,3%, до 7,5 ночей. У россиян она тоже слегка уменьшилась, но остается заметно выше средних показателей – почти 10 дней.
Ожидается, что в 2019 туристический трафик и доходы останутся такими же, как и в 2018 году, хотя, по словам главы Греческой конфедерации туризма (SETE) Янниса Рецоса, он может даже слегка упасть. Причины – быстрое восстановление Турции и планируемый уход Великобритании из Европейского союза. К тому же туризм в Греции растет шестой год подряд, а, судя по многолетней статистике, динамика обычно замедляется через каждые шесть или семь лет.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»