Индекс потребительской уверенности россиян растет неуверенно
Индекс потребительской уверенности (ИПУ) в России во втором квартале 2019 года продолжил расти и повысился на один процентный пункт, до значения минус 15%. Это следует из информационно-аналитического материала Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Таким образом, позитивная коррекция индекса потребительской уверенности, начавшаяся в первом квартале 2019 года, получила продолжение. И хотя, по словам директора центра Георгия Остапковича, темпы улучшения показателя остались минимальными, но после сильного ухудшения настроений россиян во второй половине 2018 года, когда ИПУ в течение двух кварталов снизился с минус 8% до минус 17%, любая позитивная тенденция выглядит обнадеживающе. Тем более что сдвиг настроений отмечен во всех возрастных группах населения.
Сейчас значение ИПУ в минус 15% близко к своему среднему долгосрочному (за 20 лет проведения опросов) уровню и примерно соответствует показателям в стабильные экономические периоды 2002-2005 годов и 2011 года. Если позитивная динамика ИПУ сохранится нынешними темпами, то для выхода в нейтральную зону понадобится более двух лет.
Одновременно Сбербанк провел свое исследование «Потребительского индекса Иванова» за второй квартал 2019 года. Его итоги тоже свидетельствуют о том, что индекс настроений потребителей подрос, поднявшись с минус 22% до минус 21%. Отмечается, что сократилась доля респондентов, оценивших экономическую ситуацию как нестабильную, уменьшилась доля тех, кого беспокоит обменный курс.
В то же время доля расходов россиян на продукты питания выросла во II квартале 2019 года в годовом выражении и составила 38,9% против 38,2% за аналогичный период 2018 года. Сбербанк отмечает, что траты на еду будут повышенными, пока реальные доходы населения существенно не увеличатся. В первом полугодии продовольственная инфляция, по данным Росстата, составила 5,9%. Реальные доходы россиян в I квартале сократились на 2,3%. Данных по II кварталу пока нет.
С коллегами из Сбербанка согласен директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. «Чем больше люди тратят денег на такие необходимые вещи, как еда, жилищно-коммунальные услуги и расплата по кредитам, тем меньше им остается на потребности за пределами необходимого. Собственно, то, чем отличается средний класс. А средний класс – это и развитие экономики, и динамика, относящаяся к экономическому развитию страны. Поэтому, чем примитивнее потребности, тем сложнее перспективы развития экономики в целом», – сказал он порталу BFM.
РОССИЯ
Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»