Тревелпорт

Анатолий Гаркушин, генеральный директор компании «Пантеон» «На следующий год хотим поднять чартер на Санторини»

Компания «Пантеон» отметила в этом году 20-летний юбилей. На сегодня это самый старый действующий моно-оператор по Греции. О планах на будущее, а также о том, как живется «ветерану» на направлении, которое за последние годы стало ареной жесточайших конкурентных войн, мы беседуем с генеральным директором компании Анатолием Гаркушиным.

Анатолий, у вас на редкость цельная профессиональная биография – 20 лет назад вы начали отправлять туристов в Грецию, и с тех пор не изменили ни роду деятельности, ни направлению. Не говоря уже о том, что вам удалось удержаться в бизнесе, а большинство компаний, которые вместе с вами выходили на греческий рынок, давно ушли из «большого спорта». Что вам помогает?

Мы действительно одними из первых открыли частную туристическую компанию. Тогда, в начале 90-х, на горизонте были только «Спутник» и «Интурист», остатки еще советской системы международного туризма. Греция оказалась первой зарубежной страной, которую я увидел. И - полюбил навсегда. Сначала хотелось просто отправить туда людей, потом – показать новые места, потом – показать им эти места «по-новому», чтобы люди оценили все очарование! А сохранить устойчивость бизнеса, как мне кажется, «Пантеону» удавалось, потому что мы никогда не строили слишком больших планов. Все эти годы мы старались исходить из собственных возможностей. В отличие от некоторых операторов, которые начинали с нами или пришли позже, мы никогда не обещали греческим отелям нереальных объемов,  чтобы получить от них лучшие цены, никогда не обращались за помощью к банкам и не нагоняли «оборотку» за счет демпинга. Это позволило компании, с одной стороны, сохранять доверие у отелей и принимающих компаний, с другой, не обрастать долгами. Хотя, конечно, далеко не все и не всегда можно предвидеть. Например, мы не избежали завышенных ожиданий от греческой Олимпиады. Это была настоящая эйфория - казалось, туристы с удвоенной энергией устремятся в Грецию, а в итоге получили абсолютно провальный сезон.

Обидно, что вы столько лет «возделывали» свой кусочек рынка, а потом туда пришли компании-гиганты, завалили его массовым продуктом, и Греция, того гляди, превратится во вторую Турцию?

Это – закономерное развитие, так что «не обидно». К тому же мне кажется, что время выхода крупных операторов на Грецию и рост спроса на страну совпали, поэтому экспансия не стала разрушительной для направления. Конечно, это создает дополнительные трудности. Раньше, когда на греческом направлении было не так много операторов, у нас получалось договариваться с конкурентами. Сейчас операторов столько, что договориться уже невозможно. Нас воспринимают на рынке как нишевую компанию по Греции, многие даже не знают, что у нас есть и другие направления, в том числе, зимние – Шри-Ланка, Гоа, Маврикий. Интересно, что даже агентства, которые у нас бронируют лето и зиму – разные, они не пересекаются, и мы летом не видим «зимних» агентств, а зимой – летних!

Я считаю, что положение нишевика на рынке более устойчиво. Это показывает и опыт зарубежных стран. Какое-то время назад в Германию и Великобританию пришел TUI, подобрал под себя многие направления и агентства, а старейший нишевой оператор по Греции Attica Reisen как работал, так и работает. К сожалению, зачастую туристы сейчас ориентируются на цену, а низкие цены всегда сопровождаются потерей в качестве, причем не только в работе самого оператора, но и отелей, т.к. в порыве угодить большому оператору по цене и отдать ему сразу большое количество номеров, отели вынуждены идти на снижение расходов на персонал, питание, обслуживание и т.д.. После краха «Капитал Тура», кстати, мы почувствовали, что агентства стали охотнее прибегать к нашим услугам. Кроме того, многие из них устают от слишком жесткого отношения к себе туроператоров, когда шаг влево или вправо – штраф, санкции. У нас все мягче, мы идем навстречу агентствам, тем более что сами отели, как правило, не выставляют штрафы. Мы работаем с агентствами индивидуально, и те, кому важна не только стоимость тура, это ценят.

А что касается превращения Греции во вторую Турцию, то думаю, до этого не дойдет. Эти страны нельзя сравнивать. Хорошо, что Греция на волне конкуренции с Турцией снизила цены, ввела all inclusive, но это в любом случае – другой продукт, другая клиентура. Греция – это настоящее Средиземноморье. Другое окружение, другой стиль жизни, уличные кафе и рестораны, а в Турции, насколько я знаю, весь отдых туристы по-прежнему проводят в пределах отеля.

Сейчас вам работать труднее, чем, скажем, десять лет назад?

Я бы не сказал. Сейчас высока конкуренция, но мы можем этому противопоставить свой опыт и сервис по приему туристов. В любом случае, рынок сложился, понятны правила игры, да и конкурентов мы знаем и знаем, чего от них ждать. Раньше были другие проблемы, часто гораздо серьезнее нынешних. Например, проблемы с перевозчиками, которые «сыпались» один за другим. «Интеравиа» лишили лицензии эксплуатанта, и нам ничего не вернули за проплаченные рейсы на Шри-Ланку. Распались «Красноярские авиалинии» и нам не вернули депозиты за бланки. В начале 2000-х ужасные отношения были с греческим консульством, получить визу было огромной проблемой. Помню случай, когда у нас должен был вылетать чартер в Ханью, а пилотам – по неизвестной причине – не ставят визу. К сегодняшнему дню достигнуто понимание между российским и греческим турбизнесом, чиновниками, есть поддержка на правительственном уровне. Конечно, в таких условиях работать легче!

А вы согласны с теми компаниями, которые недавно на российско-греческом форуме на Крите в качестве мер по упрощению визовой процедуры предложили греческим консульствам работать с операторами напрямую?

Я считаю, что Греция и так – самое лояльное к россиянам государство Шенгена. Тем не менее, объем документов, подаваемых на визу, пора уменьшать. Например, зачем человеку справка о регистрации в Москве, если он здесь только работает, а живет в другом городе? Идея прикрепить операторов к консульству неплохая. Но технически почти не выполнимая, оно просто не справится с объемом. Я понимаю, почему туроператоры хотят работать через консульства – им хочется удешевить стоимость пакета. Раньше, когда греки начали открывать в России визовые центры, я тоже думал, что это - излишество, и консульство само справится. Я не понимал, зачем платить лишние €17 неизвестно кому, если операторы уже и сами умеют хорошо готовить документы. Сейчас я считаю, что визовые центры нужны, но они берут слишком большие деньги за свое посредничество. Их услуги минимальны, столько они точно не стоят. Поэтому, как мне кажется, надо как-то договариваться с визовыми центрами. Визовые центры, безусловно, нужны в регионах, а вот для Москвы и Санкт-Петербурга можно оставить консульства.

Это – проблемы уже будущего лета, а как вы оцениваете только что закончившийся сезон?

Для нас он был удачным. Греция в этом году перетянула клиентов с других направлений -  Турции, Туниса, Египта. Произошло серьезное перераспределение потока. И если Египет резко восстановится, как будет с Грецией, не совсем понятно. Но судя по нашим данным, 90% туристов, даже тех, кто в этом году поехал в Грецию вместо Турции, остались довольны. Так что эти туристы вернутся и на следующий год. В любом случае, популярность Греции сейчас на подъеме, и она не кончится вот так, в одночасье. Одновременно произошло перераспределение потока между компаниями внутри рынка – туристы некоторых крупных операторов, у которых возникли долги или проблемы с принимающей стороной, «перекочевали» к нам. На будущий сезон хотим подготовить больше интересных, эксклюзивных программ по Греции. Например, планируем поставить чартер на остров Санторини и Ханью. Значительно расширить программу по юго-восточному Криту (районам Иерапетра и Сития).

Насколько я знаю, вы собирались это сделать еще в 2012 году?

Да, но не рискнули. Ситуация по Греции  была слишком сложная, непредсказуемая. Никто не знал, чем закончатся выборы, как поведет себя Евросоюз, что будет с евро. Ставить чартер в такой момент было просто страшно. Многие конкуренты тоже урезали свои планы. В будущем году мы не хотели бы увеличивать объемы на своих традиционных направлениях, а вот предложить по Греции что-то новенькое – очень хочется. Санторини действительно очень красивый остров, хочется его показать туристам. Причем, планируем использовать этот рейс не только для отдыха на Санторини, но и для комбинации со островами Фолегандрос, Миконос, Наксос, Парос.

А почему на Санторини, а не на Миконос? Этот остров тоже пока мало освоен россиянами.

Дело в том, что Миконос очень популярен среди европейцев, у отелей здесь нет проблем с загрузкой, цены довольно высокие, спрос меньше, чем на Санторини. А Санторини наших туристов очень интересует, многие едут сюда с Крита на экскурсии, популярны экскурсии с ночевкой.

– С 2010 года Грецию лихорадит – рост налогов, забастовки в Афинах, рост социальной напряженности. Что думаете о будущем сезоне?

На самом деле, лихорадит не только Грецию. Так что это становится в Европе некоей новой реальностью. К тому же, все это время напряжение наблюдалось в Афинах, а в курортных зонах обстановка оставалась абсолютно нормальной. Этот год показал, что наши туристы реагировали на происходящее очень спокойно. С другой стороны, кризис, конечно, очевиден. Все постепенно дорожает, и многие отели уже начали экономить, тенденция наверняка будет нарастать. В этой ситуации туристам можно пожелать обращаться к проверенным операторам, которые работают с надежными отелями. Ну, а туроператорам – чтобы очередные волнения в Греции «отбушевали» до начала сезона.

Светлана Ставцева, RATA-news

 

Компания «Пантеон» была создана в 1992 году. Сначала она предлагала отдых на курортах вокруг Афин, затем – острова Родос и Крит, чуть позже Корфу, а потом - благодаря эксклюзивному контракту с греческой авиакомпанией Olympic Airways, туры на небольшие острова.  Летом «Пантеон» - моно-оператор по Греции, зимой предлагает экскурсионные туры и Грецию и экзотические страны, в частности, Шри-Ланку, Гоа, Маврикий. Компания располагает 3 офисами в Москве.