Тревелпорт

Электронное будущее агентского бизнеса

Вчера на конференции «Электронная коммерция и агентский бизнес» в столичном отеле «Аэростар» обсуждались наиболее актуальные для агентств вопросы: возможность выделения НДС отдельной строкой при продаже билетов, законное взимание сборов с пассажиров за услуги по продаже перевозки, а также перспективы развития электронных продаж. Двухдневное мероприятие организовано Ассоциацией агентств воздушного транспорта (ААВТ) совместно с Российским союзом туриндустрии. Как подчеркнул в своем выступлении президент РСТ Сергей Шпилько, ежегодная конференция профессионалов в области продажи авиаперевозок – удобная площадка для обмена мнениями и консолидации специалистов (фото).

Позицию Министерства транспорта по основным проблемам продаж авиаперевозок озвучила на конференции Наталья Котова из Департамента государственной политики в области гражданской авиации. Она напомнила, что Налоговый кодекс не позволяет выделять НДС отдельной строкой в бланках строгой отчетности (БСО). Однако Российским железным дорогам удалось обойти этот запрет, согласовав с Минтрансом и Минюстом свою форму билетного бланка, где НДС выделен. Причем неважно, продаются ли эти билеты физическим или юридическим лицам. Чтобы строка НДС появилась и в авиабилетах, нужно вносить изменения в Налоговый кодекс. «Я не сказала бы, что это недостижимая задача, - отметила г-жа Котова. – Наш департамент ведет такую работу». Она также добавила, что возможность выделения НДС в авиабилетах потребует доработки систем бронирования, где сейчас такая возможность не предусмотрена.

Говоря о проблеме взимания агентствами сборов с пассажиров, представитель Минтранса подчеркнула, что тема незаконности возникла из-за отказа перевозчиков выплачивать комиссионные вознаграждения.

В соответствии с Гражданским кодексом расходы агентства по продаже билетов возмещает авиаперевозчик. Поэтому если агентство взимает сборы сверх стоимости билета, получается двойная оплата одной услуги, что противоречит ГК. Но агентства вынуждены взимать эти сборы, так как авиакомпании практически отказались от комиссионного вознаграждения. Наталья Котова рассказала, что сейчас проблема со сборами становится все более острой, проверки прокуратуры и Роспотребнадзора постоянно выявляют нарушения. По ее мнению, единственным логичным и законным выходом из ситуации было бы возвращение комиссии. Но поскольку авиакомпании на это не идут, возникает вопрос, за что агентства могут взять с покупателя деньги, не нарушая закон. Сбор за бронирование и оформление перевозки тоже противоречит ГК, так как это уже включено в авиабилет. Еще один вариант – сбор за информационно-консультационные услуги – вступает в противоречие с законом о защите прав потребителей, так как пассажир в любом случае имеет право получить всю информацию о покупаемой им услуге. Единственный сбор, который имеет право на существование – за предоставление услуг повышенной комфортности.

Участники конференции бурно обсуждали эту правовую коллизию. Многие говорили о том, что Минтрансу нужно вмешаться в отношения авиакомпаний и агентств, принудив перевозчиков выполнять требования Гражданского и Воздушного кодексов, то есть платить агентствам вознаграждение. Однако Наталья Котова отметила, что Минтранс не имеет права вмешиваться в коммерческие споры организаций. Генеральный директор ААВТ Юрий Шабунин добавил, что авиакомпании не только не хотят возвращаться к практике комиссионных вознаграждений, но и говорят о своем желании регулировать количество продавцов в зависимости от региона. Проблемы независимых агентств их не особенно волнуют.

Как рассказала Наталья Котова, у авиакомпаний также существует проблема дополнительных сборов, которые не упоминаются в приказе №155, дающем исчерпывающий перечень возможных сборов с авиапассажиров. Сегодня подготовлен приказ о порядке кодификации сборов, который не позволит авиакомпаниям прятать под непонятными кодами взимания, не предусмотренные документом Минтранса.

По словам г-жи Котовой, приказ Минтранса об утверждении электронного билета в качестве бланка строгой отчетности (БСО) готов к подписанию, но еще не решены многие связанные с ним вопросы. Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) не могут представить себе, что в БСО будет информация на нерусском языке. Это противоречит и российскому законодательству. Сейчас ведется работа по приведению бланков в соответствие с едиными международными классификаторами основной информации – пунктов перевозки, кодов валют, названий месяцев. Эти кодификаторы подготовлены ТКП и будут отправлены в ФНС. Если эти вопросы будут решены, электронный билет может быть утвержден в качестве БСО.

Правда, президент Транспортной клиринговой палаты Сергей Ильичев заметил, что, по его мнению, электронный билет не будет в обозримом будущем признан бланком строгой отчетности, так как существует слишком много препятствий. Хотя у ТКП уже 65% продаж происходят с использованием электронного билета и планируется, что в 2010 году эта цифра дойдет до 80%. Он также рассказал, что в ТКП нашли способ выделить НДС отдельной строкой в билетных бланках, не нарушая законодательства.

Говоря о влиянии кризиса на рынок, г-н Ильичев заявил: «Дно нащупано – уже два месяца рынок авиаперевозок показывает небольшой рост. Правда, отчасти это может быть связано с катастрофой «Невского экспресса», после которой люди боятся пользоваться железной дорогой». Президент ТКП также много говорил о том, что государству необходимо выработать четкие правила действий участников рынка в случае участившихся в последние годы банкротств авиакомпаний. Агентства по продаже билетов оказываются крайними в подобных случаях, так как пассажир приходит за деньгами именно к ним. Одна из основных проблем – возврат денег за билеты пассажирам из выручки других авиакомпаний.

Президент РСТ Сергей Шпилько призвал участников конференции к объединению усилий в борьбе за свои права. По его мнению, заинтересованным ассоциациям – ААВТ, ТКП, РСТ, ОПОРЕ России, ТПП необходимо синхронизировать перечень проблемных вопросов, вместе собирать статистику и фактуру по ним. Только постоянные усилия, активная совместная работа могут привести к положительным сдвигам. «Если же ничего не делать, ничего и не изменится», - заключил г-н Шпилько.

Андрей Полозов-Яблонский из Национальной ассоциации участников электронной торговли рассказал об истории появления в России электронного билета и о том, как меняется в связи с переходом на электронные продажи дистрибуция авиакомпаний. В 2008 году 82% продаж авиакомпаний приходилось на независимые агентства, по 9% - на собственные офисы и электронные продажи. В 2011 году, как ожидается, объем продаж через агентства сократится до 64%, через собственные офисы – до 6%, а электронных, напротив, вырастет до 30%. Среди связанных с этими изменениями тенденций – рост прямых продаж, сокращение расходов на дистрибуцию у авиакомпаний. Сокращение доли агентских продаж будет происходит за счет крупных сетевых консолидаторов. Напротив, мелкие и средние агентства получают новые шансы для развития. По словам г-на Полозова-Яблонского, если электронный билет удастся сделать бланком строгой отчетности, это снимет много проблем, так как сейчас e-ticket невозможно продать без фискального чека. Тезис о неизбежности сокращения на рынке числа независимых агентств подтвердил и представитель авиакомпании «Владивосток Авиа» Максим Беспалый. По его мнению, традиционные агентства будут постепенно вытесняться виртуальными, цена входа на рынок для которых значительно ниже.

Начальник управления взаимодействия с платежными системами «Альфа Банка» Алексей Голенищев интересно рассказал о мошенничестве при продаже авиаперевозки. По его словам, именно авиаперевозки - сфера для мошенничества №1 в области электронной коммерции. От 1% до 15% операций по покупке авиабилетов через банковские карты – это «липовые» сделки. Чаще всего, кстати, их совершают граждане Нигерии. Возможные признаки мошенничества: бронирование билетов для пассажира не им самим, а кем-то другим, краткосрочная бронь – за день до вылета, бронирование на рейс в один конец, указание в качестве контактных мейлов бесплатных почтовых ресурсов и т.д. Г-н Голенищев рассказал о случае, когда у турагентства из Сибири бронировались билеты из столицы Нигерии Лагоса в различные города мира по фальшивым картам. При этом руководство агентства ничего не заподозрило.

Во второй половине дня на конференции выступили представители различных систем бронирования – «Сирена Трэвел», Travelport, «Амадеус» и т.д. На сегодня запланированы выступления компаний S7, Expedia, Яндекс Деньги и других. (Юлия Батырь, RATA-news)