Двухдневные экскурсии – самый стабильный вид туризма
Общение с операторами по поводу проекта постановления о субсидиях для турфирм показал, что наиболее популярным форматом выездных экскурсионных туров считается двухдневная поездка, как правило, на уикенд. Мы решили расспросить их об этом подробнее.
Как рассказала руководитель экскурсионного отдела компании «Роза ветров» Елена Чистякова, уже не первый год самым популярным маршрутом остается тур в Санкт-Петербург на выходные. Высоко востребованы выезды по городам Золотого кольца, а также в Великий Новгород, Псков и Нижний Новгород. «Это топовые маршруты «вокруг» Москвы. Но вообще каждый крупный город предлагает двухдневки по своим окрестностям: из Иркутска едут на Байкал, из Питера – в Карелию и т.д.», – подчеркнула она. По мнению г-жи Чистяковой, туры на четыре дня покупают хуже, потому что под них надо брать дни в счет отпуска. У «Розы ветров» основной потребитель туров в таком формате – Москва и область: понятно, что клиенты из дальних регионов не готовы тратить время и деньги ради короткой экскурсионной поездки.
Цена двухдневного автобусного тура составит порядка 6 тысяч рублей, включая питание. В частности, на маршрутах Золотого кольца туристов обычно кормят дважды в день плюс завтрак в гостинице. Стоимость путешествия в Петербург или Казань зависит от цены железнодорожного билета. «Поездом москвичи и жители Подмосковья с удовольствием ездят еще и в Нижний Новгород», – уточнила г-жа Чистякова. Роста продаж в этом сегменте она не видит, двухдневные туры приобретают стабильно: «За два дня до выезда всегда найдем туристу место в автобусе, что, кстати, было невозможно еще три-четыре года назад. И заметно, что народ уже «наелся» монастырями, даже специально уточняют, как часто по программе предполагается посещение таких объектов».
Генеральный директор компании «Мультитур» Дмитрий Шаров также не видит всплеска по двухдневным поездкам, но отметил прирост продаж на 5% в конце июля – начале августа. «Возможно, в этот период короткие экскурсионные туры бронировали те, кто не смог уехать на море и решил с пользой отдохнуть хотя бы на выходных», – предположил он. Среди наиболее популярных программ – туры по Золотому кольцу и в Петербург. К примеру, сейчас неплохо берут уикенды на закрытие питерских фонтанов в начале сентября. «Этим летом было мало организованных групп, почти не отправляли школьников. Но сборники делаем, клиенты, в основном, из Москвы и Центрального федерального округа», – заключил г-н Шаров. С осени эксперт ожидает традиционного роста числа бронирований, так как наступает высокий для экскурсионки сезон.
По словам директора компании «Магазин путешествий» Ильи Кострикина, двухдневные туры не только заметно выросли в объемах по сравнению с 2015 годом, но и сам продукт стал интереснее, больше игроков предлагают его на рынке. И если раньше упор делался на автобусные программы, то теперь на два дня выезжают и поездом. «Спрос устойчивый. Поездом едут и не только в Питер и Казань, но и, например, в Воронеж с посещением подземных монастырей Белогорья, раскрутился также Нижний Новгород. Развитию таких маршрутов способствует появление скоростных поездов», – считает г-н Кострикин.
Не падают в спросе и автобусные туры. Два дня обойдутся от 4 до 6,5 тысяч рублей с питанием. Но сейчас актуальнее становится предложение без питания: около половины туристов отказываются от этой опции и на месте решают, в каком ресторане или кафе отобедать.
Эксперт рассказал, что в этом году хорошо пошли туры, в которых часть маршрута проходит на теплоходе. Например, после заселения в гостиницу туристов везут на причал, оттуда они плывут до соседнего городка, а там их уже ожидает автобус. Потом группа едет на экскурсию и возвращается в гостиницу, посетив по дороге больше достопримечательностей, чем если бы объезжали их только на автобусе. «Это было суперпопулярное предложение, вдоль Волги провели не один такой тур. Для туристов путешествие получается комфортнее и гораздо интереснее. Стараемся делать дешево, используем рейсовые суда. Иногда под особенный маршрут заказывали целый теплоход. Наш еженедельный тур «Волга-Волга» быстро выкупили с июня до сентября», – сказал наш собеседник.
Он также обратил внимание на одну из проблем этого сезона – не хватало качественных автобусов: почти все приличные машины разобрали для иностранцев, прибывающих в Москву, в частности, под китайские группы. «Буквально дрались за хороший автобус», – говорит Илья Кострикин.
В компании «Алеан» чаще бронируют туры на 4-5 или 7-8 дней. Как пояснила коммерческий директор Оксана Булах, поездки на два дня востребованы преимущественно по городам Золотого кольца, прирост объемов по ним она оценила в 15%. «На выходные выезжают москвичи, а туристы из регионов зачастую присоединяют двухдневную экскурсионную программу к туру по Москве», – уточнила она. На ее взгляд, цены выросли в пределах 10% по сравнению с минувшим годом.
Наталья Панферова, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»