Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему страховщики отказывают операторам в оформлении фингарантий

07:49, 19 января 2015

Череда туристических банкротств в 2014 году обострила и без того непростые отношения турбизнеса и страховых компаний. Многие страховщики оказались не готовы к такому развитию событий, некоторые повели себя крайне некорректно, пытаясь избежать выплаты компенсаций туристам. Доходит до абсурда: компания «Авеста», выступившая гарантом «Солвекса-Турне» пыталась доказать, что договор с туроператором подписал не генеральный директор страховщика, а кто-то неизвестный, соответственно договор необходимо признать «незаключенным». Правда, суд занял сторону туроператора, признав подпись настоящей. А страховая компания «ВСК» завысила сумму требований от туристов того же «Солвекс-Турне» и включила в реестр 1011 «пострадавших» клиентов, о существовании которых туроператор не знает, но они якобы тоже получили частичное возмещение. Компания «Авангард Полис» решила экстренно пополнить денежные запасы за счет турбизнеса и разослала партнерам-турфирмам письма с предложением в течение трех рабочих дней произвести доплату страховой премии, увеличивающей ее в 4-7 раз.

Не оправдывая такое поведение, все же признаем, что страхование гражданской ответственности туроператоров, которое до недавнего времени считалось весьма прибыльным бизнесом, в результате оказалось сплошным убытком.

Интересный анализ провел начальник управления страхования ответственности «Ингосстраха» Дмитрий Мелёхин. По его словам, масштабная приостановка деятельности туроператоров привела к тотальному пересмотру всеми страховыми компаниями подхода к этому виду страхования. В итоге большинство из них отказываются сейчас не только брать новых клиентов на туристическом рынке, но и продлевать договоры с прежними, в том числе многолетними партнерами. Весной ситуация, скорее всего, усугубится, так как к этому времени закончится действие большинства договоров о финансовом обеспечении ответственности. Несколько туроператоров уже заключили договоры с банками, но для подавляющей части игроков туристического рынка это практически невозможно по финансовым условиям. И если положение не изменится, мы рискуем получить к началу высокого сезона множество нелегитимных компаний: по закону оператор обязан за три месяца до окончания срока действующего договора о фингарантиях предоставить в Ростуризм продленный или вновь заключенный. В противном случае компания исключается из Единого федерального реестра туроператоров.

Как считает Дмитрий Мелёхин, нынешняя ситуация – результат непродуманных законотворческих инициатив: «Все изменения, предпринятые законодательными органами в этой сфере с 2007 года, сводились к увеличению страховой суммы. Хотя страховщики предупреждали, что наступит момент. когда туроператоры не смогут застраховаться, а страховщики – выплатить компенсации в полном объеме». Вводя в 2007 году два вида страхования гражданской ответственности операторов, законодатели не учли специфики страхового рынка. Банковскую гарантию тогда оформило не более 20 компаний, так как банки предлагали тариф в 10% и требовали открытой отчетности, поручительства. А страховые компании готовы были страховать турбизнес под 1,5% от суммы фингарантий, практически не требуя никакой отчетности. Со временем ставка снизилась еще – до 0,5-0,3%. «Когда «Ингосстрах» столкнулся с банкротством «Черри-Тур», «Лужники тревел» и «Ланта-тур вояж», наша убыточность перевалила за 200%. В 2012 году мы выплатили туристам 180 млн. рублей, хотя за все предыдущие годы собрали чуть более 100 млн. рублей. При этом с 2010 года мы сознательно сокращали свой туристический портфель до минимума, в 2012 году существенно ужесточили требования к партнерам, сократили их число, оставляя только самых надежных. Тем не менее, в 2014 году мы понесли очередные серьезные расходы в связи с банкротством компании «РВ Мир». В итоге убыточность этого вида страхования с учетом сбора страховой премии и выплаты компенсаций с 2007 по 2014 годы составляет порядка 120%», – рассказал он.

Дмитрий Мелёхин полагает, что главными проблемами туристического рынка сейчас, как и несколько лет назад, остаются отсутствие реальной ответственности руководителей турфирм при банкротстве компании. По-прежнему из-за полной непредсказуемости и непрозрачности работы туроператора трудно адекватно оценить его финансовые риски, даже если тот проработал на рынке 20 лет. В связи с резким уменьшением числа игроков на рынке туристического страхования сейчас нереально также перестраховать риски туроператоров. Наконец, формальный характер законодательных требований, действующих с 2012 года. Тогда минимальный размер требуемой суммы финансового обеспечения был увеличен с 10 до 30 млн. рублей, или 12% от оборота. На деле же свое финобеспечение повысили лишь примерно 15 туроператоров, при этом в основном увеличение не превысило 200 млн. рублей. Соответственно ожидавшихся качественных изменений на рынке не произошло, а давние проблемы только усугубились.

Апофеозом такого формального подхода Дмитрий Мелёхин назвал сотрудничество «Невы» со страховой компанией «Восхождение»: «С одной стороны, этот оператор стал едва ли не единственным, кто застраховал свою ответственность на сумму, адекватную его реальным объемам. Но при этом связался с компанией, которая априори не могла выполнить свои обязательства, и это говорит о том, что система не работает. Не случайно все последние годы на рынке страхования туроператоров становилось все меньше известных страховщиков и все больше “темных лошадок”».

Реальная убыточность страховых компаний на туристическом рынке в 2008-2013 годы оценивается в 65%, при этом в 2010 и 2012 годах она превышала 100%. В 2008 году премии страховых компаний на туррынке составили 234 млн. рублей, выплаты – 15 млн. рублей. Максимальный уровень премий зафиксирован в 2009 году, так как тогда операторы после вступления в силу поправок об увеличении страховой суммы были вынуждены фактически платить страховщикам дважды. Согласно официальной статистике Всероссийского союза страховщиков, с 2010 года, после краха «Капитал тура», размер страховых премий стабильно снижается, поскольку страховые компании продолжают демпинговать. Казалось бы, говорит Дмитрий Мелёхин, история с «Капиталом» должна стать поводом для повышения тарифов, однако большинство страховых компаний были уверены, что это единичный случай и их не коснется. Соответственно 2011 год показал дальнейшее падение объема премий – еще на 15 млн. рублей. При этом выплаты растут. Та же история – в 2012 и 2013 годах.

По итогам 2014 года общая годовая премия по фингарантиям составила 220 млн. рублей, при этом за все банкротства надо будет выплатить не менее 1,9 млрд. рублей. Если бы договоры заключались на суммы, адекватные реальным объемам операторов, выплаты составили бы вдвое большую сумму – 4 млрд. рублей. Значит, объем обязательных платежей страховых компаний в 2014 году в 20 раз превысит собранную сумму. И на этом фоне, как полагает Дмитрий Мелёхин, предложение страховать ответственность операторов по тарифу 5-15% уже не кажется запредельным: только на таких условиях работа с турбизнесом становится безубыточной. «Не все операторы потянут такую сумму, ведь для этого им придется оптимизировать, пересматривать свой бизнес. Но другого выхода нет. У страховых компаний сейчас столь негативное отношение к турбизнесу, что все чаще звучит мысль об исключении института страхования операторов из отраслевого закона. «Если эта норма изменена не будет, мы столкнемся с появлением все новых и новых “Восхождений”», – пояснил эксперт.

Дмитрий Мелёхин предлагает вновь вернуться к предложениям ВСС 2012 года. Тогда речь шла о создании отечественного перестраховочного пула, который позволил бы сформировать адекватную емкость. Если масштабы банкротства оператора превысят эту емкость, дополнительные средства можно будет «позаимствовать» в «Турпомощи». Важным представляется и введение тарифорегулируемого рынка, повышение требований к страховщикам, работающим на туристическом рынке.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно