Интурмаркет с 1 октября

Религиозные и патриотические детские лагеря впервые были представлены на MITF

В рамках тематической площадки «Религиозный туризм и паломничество» на ярмарке MITF впервые в этом году обсуждались возможности детского религиозно-ориентированного туризма. Круглый стол на эту тему так и назывался: «Организация детско-оздоровительных, общеобразовательных и религиозно-ориентированных лагерей для детей и молодежи. Проблемы развития и пути решения». Его организаторами стали Комиссия по религиозному туризму РСТ, паломническая служба «Радонеж» и отдел по делам молодежи Московской Патриархии РПЦ.

На встрече обсуждались правовые и финансовые аспекты организации новых детских православных лагерей, вопросы их продвижения на рынок. Также были представлены действующие лагеря и проекты: «Звезда Вифлеема» (Россия), детский православно-ориентированный лагерь «Румия» (Черногория), «Открой святую землю» (Иерусалим) и другие. Круглый стол задумывался для общения туроператоров и церковных организаций. Однако профессионалов туриндустрии, к сожалению, на мероприятии почти не было. А православные и военно-патриотические организации представили интересные программы для детей и юношества.

В своем докладе «О проблемах взаимоотношений туристических фирм с детскими оздоровительными лагерями» генеральный директор компании «Петротур» (Санкт-Петербург) Игорь Мазулов отметил, что турагенства не заинтересованы в том, чтобы продавать такие лагеря. Ведь в калькуляции стоимости путевок, которые компенсирует государственный бюджет, нет затрат на маркетинг, рекламу и комиссионное вознаграждение. Агентствам выгоднее продавать детские программы, которые туроператоры организуют за рубежом. Г-н Мазулов рассказал, что по Санкт-Петербургу ежегодно выделяется более 1 млрд. рублей на детский отдых и оздоровление. Около 70% из них идет на компенсацию за путевки детям из малообеспеченных семей. Неутешительная статистика в том, что в прошлом году эти средства были освоены лишь на 70%, потому что на рынке не было информации о детских программах. А сами лагеря стояли недозагруженными. Игорь Мазулов добавил, что агентства и операторы умеют распространять информацию, тогда как организаторы детских лагерей подчас не обладают необходимыми для этого ресурсами.

По мнению участников встречи, многие родители ищут для своих детей особенные программы на время детских каникул, именно такие, какие могут им предоставить православные и военно-патриотические лагеря. И невысокая стоимость такой путевки – для многих даже не основная цель. Ведь, помимо отдыха на природе и оздоровления, программы этих лагерей имеют большую воспитательную составляющую.

Об истории создания таких программ рассказал директор детского православно-ориентированного лагеря «Звезда Вифлеема», руководитель Лаборатории педагогических технологий Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Егор Коврижкин. Он отметил, что труднее всего работать с современным ребенком в плане формирования его ценностей, горизонтов. Ведь главный вектор развития ребенка в современном обществе – потребительский. «Ребенок растет с мыслью, что все в этом мире делается ради него, – посетовал г-н Коврижкин. – Страшно, что, повзрослев, такой человек ничего не будет создавать. В лагере он считает, что вожатые собрались исключительно для того, чтобы ему было весело». В «Звезде Вифлеема» стали применять некоторые методики скаутской работы: самоорганизация и преодоление себя, работа в команде, обучение сотрудничеству. «Но применив эти методики, мы поняли, что создали лишь новую форму потребительства, элитный способ получения удовольствия», – рассказал докладчик. Следующим шагом стали сюжетно-деятельностные игры, направленные на то, чтобы искать свое предназначение в мире, найти свое служение обществу. Программы игр построены на основе литературных произведений: «Нарния: хроники мира и войны», «Рыцарство», «Сказки про муммитроллей», «Властелин колец». Задача игры – создание ситуаций выбора для ребенка, самоопределения по отношению к ценностям этого мира. «Это работа на глубокое личностное развитие каждого участника», – подчеркнул в заключении г-н Коврижкин. «Звезда Вифлеема» принимает до 1,5 тыс. детей в год.

Обширным опытом организации воспитательных программ на базе православных скаутских и военно-патриотических лагерей обладает также Дружина Святого Великомученика Георгия Победоносца в Коптево (Москва). Куратор патриотических программ и руководитель «Клуба ВДВ» Дружины Георгия Победоносца Алексей Басов сообщил, что в 20 лагерях дружины ежегодно бывает более 20 тыс. детей. Цены в лагерях не превышают 3 тыс. руб. в неделю.

Председатель Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее дело» Константин Поваров представил православные военно-патриотические лагеря «Ратная Застава» и «Святого Георгия Град». Он рассказал, что организации удалось привлечь к сотрудничеству высококвалифицированных военных, представителей МВД, мастеров спорта. Военные предоставляют детям палатки, полевые кухни и солдат, если понадобится помощь. Многие ребята потом поступают в военные ВУЗы. Константин Поваров предложил еще одно интересное нововведение для организации детских лагерей – базировать их в арендуемых помещениях сельских школ, которые традиционно пустуют летом. Это выгодно и организаторам лагерей, и школам – ведь арендой они зарабатываю деньги на ремонт здания.

Г-н Поваров поднял проблему, связанную с бюджетным финансированием детских лагерей (не православных, а обычных). Он полагает, что в бюджетных лагерях, где предполагается участие детей из малообеспеченных семей, нужна ревизия. Ведь не все они предоставляют качественные воспитательные программы, а порой даже сильно расстраивают родителей результатом. Г-н Поваров считает, что руководству фондов Правительства Москвы стоит обратить внимание на православные лагеря и предоставлять бесплатные путевки детям именно в них.

Интересным опытом организации детских лагерей поделилась координатор межрегиональных программ общероссийской организации «Братство православных следопытов» Анна Астахова в своем докладе «Скаутский метод как форма миссионерской работы с детьми». Она рассказала, что дети приходят в организацию в 10-11 лет и до 13 лет получают практические навыки и знания. Ведь скаутский метод – это обучение через дело: ребята учатся ставить палатки, готовить еду, разжигать костер и др. Всё без родителей, взрослые в лагере – только наставники. В 14-15 дети уже помогают младшим, берут на себя ответственность. В 17-18 лет эти же ребята работают вожатыми. Отрядная работа продолжается не только летом, но и в течение года, дети дружат. «Мы стараемся, чтобы в каждом лагере был священник, и дети могли общаться с ним неформально, – добавила г-жа Астахова. – На службу ходить не принуждаем».

Председатель Комитета по туризму города Москвы Сергей Шпилько, выступая на круглом столе, подчеркнул, что скаутский лагерь – технологичный турпродукт, и этот опыт интересен для туриндустрии. Его себестоимость по-прежнему невелика, ведь с тех пор как появились эти лагеря, технологии их организации не изменились. Но цены на подобные лагеря в западных странах поднялись до 50 евро в день. «Родители платят за то, чтобы, вернувшись домой, ребенок по-другому относился к родителям. Сделать такой продукт – это не просто коммерческая задача, а человеческая, общественная миссия», – заявил г-н Шпилько. Он призвал к тому, чтобы развивать тему детского религиозного и патриотического туризма, собирать серьезные конференции, привлекая к ней внимание.

 

Ольга Чижкова, RATA-news