Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Иван Южаков: «Когда теплоход "Пионер Алтая" решили сдать на металлолом, я понял, что его нужно спасать»

05:15, 19 октября 2016

Эта история вполне могла бы лечь в основу голливудского фильма. Легендарный теплоход «Пионер Алтая» со славной полувековой историей встал на прикол в «лихие 90-е» и почти 20 лет умирал у всех на глазах – ржавел на берегу одного из самых красивых озер мира. А потом вдруг воскрес. Действие развернулось на фоне фантастических природных декораций. Злому року, недоброжелателям, а также техническим и бюрократическим вызовам противостояли детская мечта, взрослое упорство, четыре кредита и немножечко волшебства. Про хэппи-энд RATA-news рассказал главный герой истории – предприниматель Иван Южаков (фото), владелец небольшой турбазы, пилорамы и пекарни. Место действия: село Иогач, север Телецкого озера, Республика Алтай.

- Иван, вы были одним из первых, кто в начале 2000-х годов открыл на Телецком озере турбазу. Что вас к этому подтолкнуло?

- Так ведь это место такое, само по себе располагает к вовлечению в турбизнес. В 2001 году на территории своей усадьбы из подручных материалов я построил небольшой домик. Стал вторым человеком в Иогаче, кто решил заняться приемом туристов. В Артыбаше к тому времени уже работал первый частный пансионат «Эдем» и еще с советских времен существовала турбаза «Золотое озеро». Многие тогда не верили в эту затею, но я закончил строительство. Сначала был один небольшой домик с двумя номерами. Позже я построил баню, а свой жилой дом переделал в мини-гостиницу. Затем этому примеру последовали другие предприниматели. Сейчас приемом туристов в северной части Телецкого озера – Артыбаше и Иогаче – занимаются очень многие.

 

В процессе строительства я столкнулся с проблемой отсутствия качественного пиломатериала. Подумал – и открыл первую в селе дисковую пилораму, стал перерабатывать дровяные отходы. Появились клиенты, причем некоторые потом последовали моему примеру. В 2006 году я взял в аренду, а потом и выкупил пекарню, которая была на грани банкротства. Сохранил коллектив, построил здание. Хлебом мы обеспечиваем не только жителей Артыбаша, Иогача и ближайших сел Усть-Пыжи и Кебезень, но и кафе, турбазы, самих туристов. Пекарня вообще нужна, чтобы работа не останавливалась после окончания летнего сезона. Пилорама нужна, чтобы строить. Сельский бизнес должен быть разноплановым, и одно должно дополнять другое, а не противоречить. А сейчас еще и теплоход.

- А за теплоход вы почему взялись? Ведь всем казалось, что это совершенно невыполнимая задача.

- Я помню, как «Пионер Алтая» отчаливал от той же самой пристани, что и сейчас – напротив моего дома. Все детство видел его каждый день, но тогда ни разу на нем не прокатился. Теплоход встал на прикол в 1992 году, когда развалился Советский Союз. Республика Алтай прежде была автономией в составе Алтайского края, стала отдельным регионом. Правительство республики заявило о своих претензиях на «Пионер», но приписан он был к бийскому речному порту, который остался в Алтайском крае. Оттуда быстро приехали специалисты и сняли с теплохода двигатели.

На берегу в Артыбаше он в прямом смысле слова провалялся 17 лет – с 1992 по 2009. Было предписание прокуратуры и на утилизацию «Пионера Алтая» – он ржавел и загрязнял окружающую среду. К тому времени я осознал, что теплоход – настоящая легенда Телецкого озера. Он перевез сотни тысяч туристов со всего СССР, остался живым в памяти многих людей. «Пионер Алтая» пришел к нам северным морским путем, и последние две сотни километров это было движение против течения по горной реке Бие. С тех пор реки обмелели, во многих местах построены капитальные мосты – сейчас поднять на Телецкое озеро подобное судно сложно и дорого, да и не производят больше таких. Поэтому я решил теплоход спасать. Отыскал владельцев, они пошли мне навстречу.

- Вы сразу планировали вернуть его на воду?

- Нет, сначала я решил открыть там музей, посвященный развитию туризма на Телецком озере и истории судоходства. Мы очистили теплоход, сделали косметический ремонт, чтобы корабль не портил вид на озеро. Пока мы этим занимались, нашелся повар, который предложил открыть на судне ресторан. И в таком формате мы проработали два года. Я был уверен, что днище теплохода давно сгнило. Но в 2010 году на Телецком озере случилось наводнение – и корабль всплыл! Люди тут же стали спрашивать, когда можно будет прокатиться. И я подумал – а почему бы и нет?

В конце сезона поехал с этой мыслью к главному специалисту Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра. Выложил ему свой план, показал фотографии музея. Он сказал: «Понимаешь, «Пионер Алтая» уже не восстановить». Я говорю: «Так это же он и есть!». Специалист не поверил и приехал, чтобы проверить. Предупредил: вложить придется очень много, гораздо больше, чем ты сейчас думаешь. В итоге вышло больше вдвое, чем я посчитал изначально и он потом прибавил.

Проекта восстановления подготовили специалисты во главе с генеральным директором Новосибирского инженерного центра судового проектирования Николаем Нефедкиным. Все заработанное я вкладывал в «Пионер». Уже через год мы заменили корпус. Взял четыре кредита. В 2011-2012 годах заменили дно. Специалисты говорили, что на это уйдет пять лет, да и то если делать в доках. Мы сделали за два года прямо на берегу. Постепенно начали заказывать оснащение. Что-то удалось найти в России, радиолокационное оборудование приехало из Японии, пожарное – из Германии. Но сложнее всего было с двигателями – таких, какие были нужны, больше не производят.

- И как же вы решили эту проблему?

- Нам фантастически повезло. Я искал везде, и как-то в новосибирском речном порту остановил первого попавшегося мужика в мазутной фуфайке, объяснил, что ищу. Оказалось, что это главный инженер. Через неделю он позвонил и сказал, что с одного речного толкача снимают двигатели, которые как раз мне подойдут. Это было счастливое совпадение!

И вообще, на этом пути мы получали понимание и поддержку, когда специалисты узнавали, что речь идет о восстановлении «Пионера Алтая». Но поблажек со стороны надзорных органов не было. На теплоходе все сделано по стандартам, полностью соответствует нормам безопасности. Проверен каждый шов, каждый выключатель, каждый болт. Объем вложенного труда – колоссальный.

 

- Сколько времени занял весь процесс?

- Почти пять лет. Теплоход спустили на воду в 2013 году, первый технический рейс бы 18 сентября, мы дошли до Самыша – самого узкого места озера. 30 октября были ходовые испытания со специалистами, тогда «Пионер Алтая» преодолел путь до юга озера – около 77 км в одну сторону и обратно. Представители Регистра смотрели, как новое оборудование и двигатели ведут себя на ходу, как работает автоматика. А в летнем сезоне 2014 года теплоход принял на борт первых туристов.

- А кто стал капитаном?

- Сергей Стрельцов из Новосибирска, он работает у нас вахтовым методом с мая по сентябрь. Я пригласил его помочь, когда ставили двигатели, и предложил стать капитаном «Пионера», поскольку он работал на судне этого типа и участвовал в восстановлении такого же теплохода. Он согласился, приехал, и в итоге многое делал «под себя».

- Говорят, когда стало понятно, что «Пионер Алтая» вернется на воду, местные лодочники были, мягко говоря, не рады этому, боялись конкуренции?

- Пока шла работа, вообще никто не верил, что задача выполнимая. Люди посмеивались, крутили пальцем у виска и запускали разные нелепые слухи. Было понятно, что конкуренция обострится, но я понимал, что она коснется не моторных катеров, а небольших теплоходов, которые крупнее лодок, но уступают им по скорости.

А в итоге всем стало только лучше. Восстановление «Пионера Алтая» привело к тому, что на озере вырос турпоток, люди стали приезжать ради этого уникального корабля. Свою роль сыграла и стабильность расписания: теплоход отчаливает от пристани в одно и то же время каждый день с мая по сентябрь, все подробности о рейсах есть на сайте информационного центра Телецкого озера, билет можно купить онлайн.

Параллельно выяснилось, что прогулка на катере и на теплоходе – не одно и то же, ощущения разные. Поэтому многие во время отдыха успевают прокатиться и на том, и на другом. «Пионер Алтая» заходит только на водопад Корбу, а на моторной лодке можно посетить еще несколько других водопадов. Туристы не только покупают билеты на теплоход, но и посещают кафе, селятся в гостевых домах, заказывают экскурсии, покупают сувениры.

 

«Пионер Алтая» также стал регулятором цен на перевозку по озеру. Мы изначально установили цену 850 рублей в будни и 900 в выходные. Лодочники в ответ не стали поднимать стоимость, остановившись на 1,5 тыс. рублей, но разнообразили экскурсии. В минувшем сезоне поездка на «Пионере Алтая» стоила 1000 рублей с человека. В эту цену входит аудиоэкскурсия и посещение водопада Корбу. На борту есть туалет, буфет, кинозал для детей, открытые и закрытые палубы.

Самая высокая загрузка – с конца июня по середину августа, в это время мы ежедневно перевозим от 70 до 160 человек, поездка длится 4,5 часа. В будни и в воскресенье теплоход совершает одну экскурсию, а в субботу – две. Около 20% пассажиров приезжают из других мест отдыха на Алтае на один день. В первые два года такого не было, а в этом ощущалось уже заметно.

- А говорят, вы еще строите набережную в Иогаче, но и это не последний ваш проект на Телецком озере.

- Да, набережную в Иогаче продолжаю строить своими силами. И планирую освоить местную природную достопримечательность – гору Тиланту. Хотим построить небольшой горнолыжный комплекс с подъемником и развлекательный семейный центр. Это будет «домашняя горка» для турбаз, расположенных рядом, рассчитываем привлечь турпоток еще и зимой. Еще хотим оборудовать удобную тропу с лавочками, навесами и смотровыми площадками, по которой на вершину горы можно будет подняться даже в инвалидном кресле. Сейчас подъем на Тиланту – просто движение между деревьями, крутое и небезопасное, но народу идет много. По моим предположениям, 30-40% всех гостей Телецкого озера поднимаются на гору.

 

Я бывал на озерах Европы, в разных местах, имеющих что-то общее с нашей территорией. Был на Гарде в Италии, на Боденском озере, на Комо и других, смотрел, как там все устроено, какие идеи можно позаимствовать. Визуально меня вдохновил замок Нойшванштайн в Баварии. Мы тоже хотим построить замок – сказочный развлекательный центр на шахматную тему. Такие новые точки притяжения очень нужны.

Телецкое озеро – уникальное место, бренд, уже есть хороший летний турпоток. Начал развиваться и зимний сезон, причем своими силами, без господдержки: на горе Кокуя работает горнолыжный комплекс с подъемником, скоро откроется второй, а потом и наш проект «домашней горки» на Тиланту. Уверен, что перспективы у территории огромные, и она будет развиваться, нужно только работать.

Мне нравится эффект, который дает турбизнес. Если, например, построить три магазина, то они оттянут друг у друга выручку. А три гостиницы привлекут на территорию больше гостей. Принцип такой: ты развиваешься – развиваются и другие. Я взялся, например, за строительство набережной возле своей турбазы, и многим тоже сначала казалось, что это нереально. А сейчас ко мне подходят и говорят: «Мы тоже такую хотим. Кстати, а где ты фонари брал?»

- А где вы сами любите отдыхать?

- Предпочитаю работать. Мне нравится сдвигать с места проекты, которые кажутся нереальными. Считаю, что мечты должны быть романтичными, но их воплощение – поэтапным и циничным. Пока занимался теплоходом, получал удовольствие: интересно было поднять его из руин. Убедился, что он ежедневно отчаливает от пристани – переключился на новые задачи.

Я вырос на берегу Телецкого озера, мне нравится каждый день наблюдать, как в нем отражается небо, как меняется погода: вот ветер приносит тучи, а потом разгоняет их, и так несколько раз в день. С одной стороны озера заповедник, который люди никогда не застроят и не испортят. Отошел на 50 метров в тайгу – и можешь встретить медведя. Дорог вокруг озера почти нет, передвигаться можно только на лодке, а это километры чистейшей воды, которая стекает с горных рек и еще несколько часов назад была снегом. В детстве мне нравилось фантазировать, чего интересного здесь можно создать, но не думал, что я и буду этим заниматься.

И мне нравится жить в деревне. Какими бы ни были отношения между людьми, случится беда – каждый поможет. Буду путешествовать, но никогда не уеду отсюда насовсем.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Фото автора и Ольги Самохваловой

Обсудить в telegram

вам может быть интересно