Travelport с 25 октября

Агентства готовы рисковать ради преимуществ раннего бронирования, туристы – опасаются

Акции раннего бронирования на лето стартовали у большинства выездных туроператоров, как обычно, в конце ноября – начале декабря прошлого года. И шли довольно успешно весь январь, пока не начались проблемы с «Ланта-тур вояж». В феврале многие компании заметили, что рост бронирований по этой акции замедлился. Конечно, причиной тому не только «Ланта» – туристический рынок лихорадит весь год, так что доверие потребителей к туроператорам и без того уже минимально. Плюс к этому – общая нестабильность в российской и мировой экономике, а также непредсказуемая ситуация в отдельных странах, например, Тунисе или Греции, на которых приходится солидная доля раннего бронирования. Добавляют неопределенности и предстоящие выборы в самой России. В нынешних условиях платить заранее за тур, который состоится лишь через несколько месяцев, становится все тяжелее: агентства боятся потерять клиентов, а те – свои деньги.

На сайтах ведущих туроператоров – широкий ассортимент самых разных «ранних» предложений. Coral Travel и TEZ Tour предлагают за бронирование летней Турции скидки до 40%. В «Натали-турс» Испанию можно заказать со скидкой до 30%, в TEZ Tour – до 25%. В «Музенидис Трэвел» греческие отели бронируются со скидкой до 40%, а при оплате в течение 5 дней агентство получает дополнительные 10%. Говорить о каких-то средних скидках на раннее бронирование не приходится – у каждого отеля свои условия и свои сроки оплаты, в рамках которых действует акция. Некоторые гостиницы нужно оплатить до середины февраля, другие – до конца этого месяца, а некоторые могут подождать даже до конца апреля. Как правило, скидка действует лишь при условии полной оплаты тура, однако иногда оператор согласен и на половину – например, Coral Travel предоставляет скидку на Тунис в 25% при 50% оплате тура. Но Тунис – случай особый.

«Агентства часто думают, что скидки предоставляют туроператоры. Это не так. Раннее бронирование – это акции именно отелей, которые таким образом аккумулируют средства и оценивают будущий сезон. На скидку непосредственно оператора приходится 1-2%», – пояснил RATA-news генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев. По его словам, некорректно сравнивать нынешнюю акцию раннего бронирования с прошлогодней, особенно в плане главного направления летнего отдыха россиян – Турции: «В прошлом году объем раннего бронирования по Турции был огромным, так как после «падения» Египта его брони были автоматически переброшены на Турцию. В этом году турецкий спрос скромнее, но в целом раннее бронирование идет не хуже, чем год назад. Я пока не вижу влияния каких-то отрицательных факторов».

Генеральный директор компании «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди назвал нынешний объем раннего бронирования в его компании «беспрецедентным». «Мы только что подвели итоги первых двух недель февраля и обнаружили, что туров в Грецию на весь летний период, начиная с первых рейсов в апреле, забронировано в среднем в 11 раз больше, чем за тот же период год назад. Особенно активными оказались центральные и южные регионы России, Урал», – рассказал г-н Цандекиди. Хотя основания для волнений были. Как заметил собеседник, в момент краха «Ланты» был явный спад, на два дня продажи «встали», но затем все возобновилось. Более 40% отелей, с которыми работает «Музенидис», оставили цены прошлого года, еще 40% – снизили их, причем, ощутимо, на 7-8%, и лишь около 20% – повысили стоимость проживания.

Генеральный менеджер компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная также отметила неплохой старт акции в этом сезоне. «Мы начали ее даже раньше, чем в 2010 году, и сразу увидели значительный прирост. А после событий с «Лантой» бронирований не то, чтобы стало меньше, но темпы явно замедлились. Объем по-прежнему выше прошлогоднего, но ниже того, что могло бы быть», – уточнила г-жа Подгорная. По ее мнению, в этом есть частичная вина агентств, которые не умеют убедить туристов в преимуществах раннего бронирования. Виктор Тополкараев также уверен, что за ранним бронированием – будущее, и его надо всячески продвигать, в том числе, агентствам. «Это выгодно всем и прежде всего – российскому рынку, который в последнее время страдает от малой глубины продаж. Чем больше объем раннего бронирования, тем больше оборотных средств у туроператора. Чем больше к раннему бронированию будут приобщаться туристы, тем цивилизованнее будет наш рынок», – заметил он.

У агентств – своя правда. Оценив за прошедшие годы плюсы и минусы раннего бронирования, многие из них перестали делать на него ставку, так как большинство туристов не знают точных сроков отпуска и все равно приходят покупать путевку накануне выезда. Кроме того, и агентства, и туристы уже успели убедиться, что в сезон случаются спецпредложения туроператоров и «поинтереснее» раннего бронирования. В этом году на все эти факторы накладывается страх потерять деньги.

«Многие наши давние клиенты звонят, интересуются ранним бронированием. Причем, спрашивают конкретные отели на конкретные сроки, просят рассчитать тур, готовы внести деньги, а потом – «уходят в себя». Предпочитают подождать, посмотреть на развитие событий», – рассказала RATA-news старший менеджер турагентства «ЛГМ-тур» Маргарита Климова. По словам директора витебского филиала компании «АлатанТур» Дмитрия Рыжика, раннее бронирование в этом году «не пошло»: заявок немного, особенно если сравнивать с прошлым годом, когда люди буквально выстраивались в очередь за путевками.

«Да, «Ланта» подпортила ситуацию. Бронировать впрок стало очень сложно – боимся всего, дуем на воду, – согласилась директор московского агентства Lando Club Марина Задорожная. – А туристы боятся еще больше. Сейчас, например, у нас есть большой дорогой заказ с проживанием на вилле на три недели. Это наши постоянные клиенты, они готовы оплатить по раннему бронированию, но требуют гарантий, что мы вернем деньги в случае каких-либо проблем. И мы согласились на это».

Агентства понимают, что им самим никто таких гарантий предоставить не может. «Обстановка очень нервная. Большинство массовых операторов вызывают сомнения, и мы не знаем, кому верить», – сказала директор агентства «Асти Вояж» Наталья Гурова. У операторов тоже не так много вариантов поведения в этой ситуации. «Просто убеждать и доказывать, что мы – надежные, хорошие, по-моему, не лучший маркетинговый ход в нынешних условиях. Могу только посоветовать агентствам внимательнее изучать договоры с оператором, обращать внимание на форму оплаты, отслеживать информацию о нем, интересоваться, есть ли у него какие-то активы», – говорит г-жа Подгорная. Восстановление доверия на рынке, как считает эксперт, можно было бы начать с публикации открытого аудита каждого туроператора, чтобы агентства могли оценить степень его устойчивости. «На мой взгляд, пока вдумчивых менеджеров, способных оценить реальные возможности партнера-оператора, мало. Но надо учиться это делать, потому что никакое госрегулирование не поможет, надо начинать с себя и полагаться на себя, как агентствам, так и туроператорам», – добавила она.

Примерно такой же позиции придерживаются в тамбовском турагентстве «Западный ветер». «Глупо отказываться от раннего бронирования из опасений. Это – отличная возможность сэкономить. А риск будет всегда, мы это поняли за 10 лет работы в туризме. Не думаю, что для агентств крах «Капитала» или «Ланты» стал полной неожиданностью – симптомов было достаточно. И это, к сожалению, не последний случай, поэтому нужно самим заботиться о собственной безопасности. Наш бизнес застрахован, а на случай непредвиденных проблем с туристами мы создали резервный фонд, и клиенты знают, что мы им всегда поможем», – рассказала директор агентства Юлия Жалнина. Собеседница уверена, что агентствам сейчас крайне важно сохранить доверие своих клиентов. «После всех произошедших событий наверняка вырастет число тех, кто решится самостоятельно бронировать свой отдых. Наша задача доказать, что это – не выход, проблемы возможны и здесь, и организацию отдыха все-таки лучше доверять профессионалам», – заметила она.

Независимо от степени активности туристов в этот момент, большинство агентств ожидает роста интереса к раннему бронированию в марте, когда подавляющее большинство отелей заканчивает акцию скидок. «Мы не жалуемся на объем бронирований. Скорее всего, и у туроператоров тоже все нормально, если с января цены на некоторые отели уже успели «подрасти». Есть заказы почти по всем массовым странам, но январь и февраль не очень показательны, – пояснили RATA-news в московском агентстве «Магазин горящих путевок» на Багратионовской. – Туристы обычно активизируются в марте. А в этом году нас еще ждут президентские выборы, и это вносит дополнительную неопределенность». Маргарита Климова из «ЛГМ-тур» также рассчитывает на конец марта. «Даже бронируя заранее, туристы теперь действуют по принципу last minute. Они интересуются сроками бронирования того отеля, который им нужен, и приходят в самый последний момент. Кроме того, к марту у людей уже больше ясности относительно летнего отдыха», – заметила она.

 

Светлана Ставцева, RATA-news