Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Дмитрий Казьмин: «Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»

04:57, 20 апреля 2017

Воронежский туроператор «Центр игровых технологий» – практически фабрика по производству программ для детских лагерей. Директор компании Дмитрий Казьмин рассказал RATA-news не только о своих уникальных разработках, но и о том, с какими сложностями сталкиваются региональные детские операторы и какие, несмотря на это, видят перспективы своей работы.

- Дмитрий, вы и ваша команда – туроператоры или педагоги?

- И то, и другое. Наша компания родилась 25 лет назад как объединение людей, увлеченных педагогикой и туризмом, и в своей работе мы сразу попытались объединить оба этих направления. Сначала это была общественная организация, а наши первые лагеря – палаточными и совсем небольшими. Позднее мы поняли, что все-таки правильнее будет стать туроператором.

Детские лагеря и сегодня наш основной продукт. Но теперь они работают круглый год, и есть не только палаточные, но и стационарные, а еще лагеря дневного пребывания. Основная аудитория – активные родители от 25 до 50 лет, которые стремятся, чтобы их дети получили навыки общения в коллективе, бытовые знания, импульс к изучения различных дисциплин и вообще к познанию мира.

У нас есть программы для детей 8-12, 12-18 лет. Есть семейные лагеря – относительная новинка. Это возможность для взрослых окунуться в атмосферу приключений, романтики, увидеть, как развиваются и меняются их дети. Пока это небольшие летние одно-двухдневные проекты. Но мы видим это направление одним из ключевых для дальнейшего развития, хотим проводить их и в межсезонье.

- А какой сейчас ваш самый популярный продукт?

- Сложный вопрос. Мы создали целую палитру, чтобы у каждого был выбор, поэтому называть что-то одно было бы неправильно. Есть дети, которые ездят исключительно в палаточные лагеря, другие предпочитают стационарные, а третьи чередуют. Одним больше нравятся программы исторического погружения – «Славяне», «Русский Север», «Средневековье», другие ориентированы на творческое развитие – «Наше кино», «Вантит». Есть и менее раскрученные проекты, например, наша новая программа «Гости из будущего», но она существует только второй год. Когда-то в таком же положении был лагерь «Средневековье», сегодня очень известный и популярный.

Клиентам, которые думают, какую из наших программ выбрать, мы рекомендуем ориентироваться на возраст и опыт детей. Если, например, ребенок только закончил первый класс и едет в лагерь впервые, то для начала лучше всего выбрать вариант без ночевок. Девочкам можно посоветовать «Средневековье» или «Славян» – они будут носить соответствующие платья и попробуют себя в различных ремеслах. Кстати, во всех стационарных проектах дети обучаются бальным танцам, а по возвращении в город получают приглашение бесплатно посетить традиционный новогодний бал, на который собираются около 300 человек – наши воспитанники, их родители и друзья. Бал проводится по особому сценарию, а гости приходят в средневековых костюмах.

- Многие операторы, работающие в сфере внутреннего туризма, заметили в последние годы рост спроса на отдых в России. А как у вас?

- Особенного бума мы не заметили. Спрос на детский отдых устойчивый и год от года растет на 10-12%. Осенью и зимой бывает спад, а весной – подъем. Летом 2016 года через наши лагеря прошло 1600 детей, в 2015 году их было на 200 меньше.

- Отвечает ли современным требованиям стационарная база, в которой вы организуете свои лагеря?

- База для размещения – главная проблема в нашей работе и основой сдерживающий фактор развития детского туризма. В советские времена на территории Воронежской области существовало около 280 детских лагерей, до сегодняшнего дня дожили только 37. Самым «свежим» из них 35 лет, ни о каком современном оснащении говорить не приходится, они морально и физически устарели, не соответствуют современным технологическим требованиям.

Поэтому мы и некоторые другие организации, работающие в сфере детского отдыха, арендуем для наших проектов санатории, базы отдыха, в том числе за пределами Воронежской области. Эти объекты, как правило, соответствуют всем требованиям, которые предъявляют сегодня к организации детского отдыха. Но владельцы турбаз, к сожалению, не спешат проходить сертификацию в СЭС, чтобы получить лицензии на право принимать детей. Считаю, что решение этой проблемы на областном и федеральном уровнях – одна из главных задач для нашей сферы. По моему мнению, в ближайшие 10 лет на территории Воронежской области не появится ни одного нового лагеря, многие будут продолжать стареть, а необходимость в детском отдыхе никуда ведь не денется.

Проблема размещения актуальна даже для палаточных лагерей. Наш город-миллионник окружен хвойными лесами, но вход и въезд в них на территории Воронежской области запрещен. Поэтому проводить лагеря мы там не можем, приходится вывозить детей за пределы региона, и это сказывается на стоимости.

- Многие сотрудники вашей компании – бывшие клиенты. С чем это связано? Вы так заражаете детей своим энтузиазмом?

- Да, большинство сотрудников в свое время ездили в наши лагеря. Они увлечены проектами с детства, знают их изнутри, поэтому мы легко находим общий язык. Кроме того меня не устраивает уровень подготовки сегодняшних педагогов. В лагерях часто работают студенты пединститутов, так они проходят педагогическую практику. Но людей, по-настоящему желающих работать с детьми в таком формате, единицы. И не всегда они учатся в пединститутах. В школах же возможности педагогов крайне ограничены, в основном, из-за огромной нагрузки.

Поэтому люди, сами выросшие в интересных лагерях, зачастую лучше всего подходят для такой работы. Но иногда встречаются интересные личности «со стороны», которые тоже становятся частью нашего коллектива. Постоянных сотрудников у нас немного, в офисе – всего восемь. А вот в сезон в лагерях работают до 200 человек. Все они проходят обязательную подготовку, посещают теоретические и практические занятия по педагогике, туризму, детской психологии, оказанию первой медицинской помощи. А также мы круглый год проводим специальные мероприятия, которые помогают педагогическому отряду погрузиться в атмосферу лагеря. Это выездные мероприятиях с тренингами в палаточных и стационарных условиях. Каждый участник может оказаться и в роли ребенка, и в роли педагога, а также на некоторых других «лагерных» должностях.

- Ниша детского туризма – очень сложная, в последнее время она находится под пристальным вниманием властей и различных контролирующих органов. Как это отразилось на вас?

- Детский туризм существует в очень сложных условиях. После каждого ЧП начинается переработка законодательной базы, ужесточение требований к организации лагерей, возникают разные запреты. Например, после трагических событий в Карелии на Сямозере вышел запрет на купание детей в реках. К сожалению, это абсолютная кампанейщина, волны бюрократической активности вместо расследований и устранения причин трагедий.

Вот запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет. Его принимали без оглядки на реальное положение вещей. Никто не изучил рынок – а какое количество требуемых автобусов есть в том или ином регионе? В нашей области, например, – единицы, а порой нужно в один день перевезти 200-300 детей. Даже для одной нашей компании всех автобусов «моложе» 10 лет, имеющихся в Воронежской области, не хватит, а мы в этом сегменте работаем не одни.

Наш губернатор нам советовал купить свои автобусы, чтобы решить проблему. Но они стоят 2-3 млн рублей каждый, для туристических компаний это нереально. Конечно, можно было бы предложить родителям самим отвозить своих детей в лагеря, но вполне вероятно, что это отпугнет немалую часть клиентов.

Кроме того, с 2017 года запретили приготовление пищи на кострах в палаточных лагерях. Никто даже не попытался разработать новые правила, обратившись к специалистам. Я, например, не припомню ни одного случая пожаров в палаточных лагерях, по крайней мере, на территории Воронежской области. А ведь палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям. И вот – просто взяли и запретили.

В условиях постоянно меняющегося законодательства, все новых и новых ограничений говорить о развитии детского туризма довольно сложно. Удивительно, что детский отдых планируют перенести из сферы туризма в сферу народного образования, во всяком случае это обсуждается. Да, мы развиваем детей, но услуги, которые предоставляем, это, в первую очередь, отдых, а значит сфера туризма. Неправильно, на мой взгляд, отдавать ее чиновникам, которые уже сделали из образования систему контроля и отчетности. В общем, всем нам хочется постоянства, работы по прозрачным, предсказуемым правилам.

- Тем не менее, какие ваши прогнозы на предстоящий сезон? Намечаются ли в детском туризме какие-то интересные тренды?

- По моим ощущениям, у людей смещается интерес с «матрасного» отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти.

Если раньше у родителей была четкая установка, что ребенок должен отдыхать в своем регионе, то сегодня это поменялось. В наших лагерях более 20% детей – иногородние. Расстояние, на которое родители готовы их увезти, прежде ограничивалось 80 километрами, да и то многим было неудобно. Сейчас большинство не против ехать 300-400 км и более. Из тех 20% иногородних больше всего москвичей, за ними – Петербург, Белгород и Липецк. Есть и иностранцы: ежегодно бывает 10-12 человек из Германии, пять-шесть из США, в прошлом году двое приехали из Франции. Это, понятно, дети наших соотечественников.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно