«Закон Хованской» могут пересмотреть
Законопроект, разрешающий оказание гостиничных услуг в жилых помещениях при соблюдении ряда требований по пожарной безопасности, санитарным нормативам и пр., в Госдуму на днях внесло Законодательное собрание Севастополя. Фактически это предложение отменить так называемый закон Хованской.
Напомним, «закон Хованской» №59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса РФ» вступил в силу 1 октября с.г. и нанес серьезный удар по малым средствам размещения благодаря всего двум предложениям: «Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц…» и «Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг».
В Крыму этот закон, по данным местных властей, поставил под угрозу около половины всего номерного фонда. На полуострове около 70% мини-отелей, гостиниц, гостевых домов по статусу являются жилыми, дачными, садовыми домами, поскольку возведены на землях соответствующего целевого назначения. При этом для многих крымчан это единственный источник дохода. Но поправки делают работу таких объектов незаконной, а предприниматели теряют шанс на выживание даже без режима самоизоляции и всех тягот пандемии.
По некоторым оценкам, запрет на оказание гостиничных услуг в жилом секторе с 1 октября вывел из оборота две трети крымского сектора приема туристов. Против поправок в закон Хованской выступил и парламент, и Совет министров Крыма.
Ранее властям Крыма и Севастополя уже удалось пролоббировать на федеральном уровне решение, направленное на защиту местного туризма. В конце прошлого года депутат Госдумы Галина Хованская внесла ещё один законопроект, который прикрывал оставшуюся лазейку в принятом ранее законе. Законопроект предписывал оказывать гостиничные услуги только в нежилых помещениях. Соответствующие изменения предлагалось внести в 1, 5 и 10 статьи федерального закона «Об основах туристской деятельности». Новая инициатива уточняла термин "средство размещения", указывая, что оно может существовать только в нежилом фонде. Глава Крыма Сергей Аксёнов попросил не принимать законопроект. И на сегодняшний момент он даже не прошёл первого чтения.
В Петербурге «закон Хованской» коснулся, по официальным данным, примерно 650 хостелов и мини-отелей. Их владельцы должны были либо перевести помещения в нежилые, либо закрыть бизнес. Далеко не все объекты можно было перевести в нежилой фонд чисто технически. В Смольном прошлой осенью насчитали 44 таких мини-отеля.
По факту часть предпринимателей просто сменили вид деятельности на предоставление жилья в аренду. Это привело к снижению доходов, потому что сдавать койко-место, как в хостелах, в квартирах нельзя – можно только комнату целиком. Кроме того, эти предприниматели потеряли возможность предоставлять дополнительные гостиничные услуги, такие как питание.
Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин полагает, что официальная статистика была занижена. «Если брать официальные цифры, то в жилом фонде было процентов пятнадцать номерного фонда до "закона Хованской". А если брать данные Booking.com, то 25-30%, – сказал он «Деловому Петербургу». – Небольшие гостиницы, где было пять-девять номеров, все ушли в формат "меблированных комнат". Из коллег, которых я знаю, никто не закрылся.
По мнению г-на Мусакина, принятие севастопольского законопроекта не приведёт к массовому обратному процессу. «Если сейчас это примут, с одной стороны, это хорошо, – говорит он. – С другой, это в очередной раз покажет, что у нас законы меняют, как хотят. И где гарантия, что через год не будет опять закона о запрете? Тот, кто уже ушел в другой вид деятельности, вряд ли вернется в ближайшее время».
С прошлого года обсуждается и ещё один способ урегулировать ситуацию – принять отдельный закон о туристическом жилье. С такими инициативами выходили Минэкономразвития, а также «Опора России».
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»