«Федеральная пассажирская компания» сделала важный шаг навстречу турбизнесу
«Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») заключила прямые договора с двумя немецкими туроператорами. И оба в рамках этого сотрудничества уже отправили поезда из Москвы по Транссибирской магистрали: Lernidee Erlebnisreisen GmbH набрал 21 вагон, а Eurasia Trains & Tours – 12 вагонов. Эту информацию RATA-news подтвердили руководители компаний Нурлан Мукаш и Хельмут Мохель.
Оба туроператора давно работают с российским рынком, но прежде заказывали железнодорожные составы для своих групп через посредника – «РЖД Тур». О сложностях работы с этой компанией RATA-news рассказывала неоднократно – в основном, с позиции российских туроператоров. Как оказалось, немало проблем возникало и у зарубежных партнеров. Новость о том, что «ФПК» пошла на прямое сотрудничество, пусть пока с немецкими компаниями, российские операторы восприняли с надеждой, они готовы реализовать многие отложенные планы по развитию железнодорожного туризма.
Очевидно, что заключение прямых договоров стало возможно с приходом в 2016 году нового руководителя АО «ФПК». Петр Иванов долгое время возглавлял ГУП «Мосгортранс», а затем был заместителем председателя правительства Московской области, курировал вопросы транспорта и дорожного строительства. Руководство ОАО «РЖД», дочерней структурой которой является «ФПК», поставило перед г-ном Ивановым задачу развития перевозок, улучшения их качества, создания комфортных условий для путешественников. А для этого требуется, в том числе, грамотное взаимодействие с партнерами, в частности, из турбизнеса.
Туроператоры уверены: если бы «ФПК» напрямую принимала от них заявки на вагоны и поезда, то решила бы сразу несколько задач. И прежде всего – значительно повысила бы свою доходность: в отсутствие дорогостоящего посредника в лице «РЖД Тур» туристические компании активнее потянулись бы к ФПК бы со своими заказами.
Теперь российские туроператоры надеются, что и они смогут заказывать поезда напрямую у «ФПК» по рыночным ценам. Как сказала RATA-news глава рабочей группы по железнодорожным пассажирским перевозкам Совета регионов РСТ, руководитель проекта «Ретропоезд» Сусанна Старцева, «РЖД» предоставляет не только перевозку, но и много различных сервисов. Опытный туроператор может включить в свой продукт все эти опции и создать более комфортную среду путешествия. «Когда «РЖД» в лице «ФПК» взаимодействовало с турсообществом через единственную уполномоченную структуру, использовать все возможности было сложно: уровень создаваемого продукта нередко определялся набором желаний и знаний этой самой структуры, а ее компетенция оставляла желать лучшего. Это отражалось и на стоимости поездки, то есть на ее доступности для потребителя», – пояснила г-жа Старцева.
Идей у организаторов железнодорожных туров много. «Мы бы вернулись ко всем нашим ранее существовавшим проектам, которые разрабатывали в формате интерактивных путешествий. Особенно хочется отметить маршрут туристического поезда по Золотому кольцу из Самары. Его логистику мы до мелочей продумывали самостоятельно. Вернули бы программу Самара – Арзамас – Нижний Новгород – Арзамас – Самара. Когда мы ее организовали в 2012 и в 2013 году, железнодорожный вокзал Арзамаса впервые увидел сразу столько туристов», – рассказала RATA-news генеральный директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко.
Сусанна Старцева надеется, что в новых условиях удастся возродить паровозные туры выходного дня из цикла «Железнодорожный вальс»: Бологое – Осташков – Торжок; Муром –Дивеево – Козельск – Оптина Пустынь; Тула – Рязань. «Хотелось бы также привлечь и РЖД, и турсообщество к реализации новых проектов «Классные вагоны», «Умная Россия». С этими предложениями мы уже обратились в «ФПК». Возможно, удастся реализовать мечту – запустить именно ретропоезд, как это делают во многих европейских странах», – сказала собеседница.
По словам директора екатеринбургского «Детского бюро путешествий» Натальи Ларионовой, возможность прямых договоров с «ФПК» позволит удешевить детские поездки. «Мы ежегодно ставим по три поезда из 18 вагонов Екатеринбург – Великий Устюг. Новые условия позволят снизить цены, а значит желающих отправиться в такие туры станет больше. Возродили бы поезда в Тобольск, по Уралу – «Урал Великий». Мы уже сейчас взялись бы за постановку зимних поездов в наш «Парк сказов» в Екатеринбурге», – рассказала она RATA-news.
Отвечая на вопрос RATA-news о перспективах заключения прямых договоров с российскими туроператорами, в «Федеральной пассажирской компании» пояснили: «Мы открыты для любого сотрудничества. Примером может служить реализуемый в этом году на базе Куйбышевского филиала совместный проект АО «ФПК» и региональных туроператоров – «Вагон знаний». В дневных поездах между городами Самара, Пенза, Уфа и Саратов по доступным ценам с экскурсионно-познавательными целями перевезено уже более 4 тысяч детей».
Директор ТИЦ Самарской области Ольга Шандуренко подтвердила RATA-news, что местный филиал «ФПК» активно взаимодействует с турбизнесом и даже стал двигателем многих туристических проектов на территории Поволжского региона. «Сейчас мы обсуждаем развитие этого сотрудничества, в частности, создание специальных маршрутов не только для школьников, но и для пенсионеров, студентов и других категорий туристов», – сказала г-жа Шандуренко.
«Если у туроператоров возникает необходимость решения каких-либо вопросов по поводу туристических железнодорожных перевозок, они всегда могут напрямую обратиться в центральный офис АО «ФПК» в Москве для получения консультаций, рекомендаций и организации взаимодействия», – подчеркнули в «Федеральной пассажирской компании».
Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»