Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Иван Введенский: «Отраслевой закон, в котором будет раздел про въездной туризм, мы увидим, думаю, через год»

08:40, 20 сентября 2021

Выступая на сессии по въездному туризму в рамках прошедшей выставки «Отдых», председатель совета ассоциации международного сотрудничества в туризме «Мир без границ» Иван Введенский обратил внимание коллег на то, что при Ростуризме действует рабочая группа по разработке нового отраслевого закона, и въездной туризм должен найти в нем достойное место. Мы решили поговорить на эту тему подробнее, тем более что эксперт участвует в совещаниях упомянутой рабочей группы.


- В чем, по вашему мнению, заключается основная «интрига» законотворчества в контексте въездного туризма и каковы основные проблемы?

- В процессе обсуждения проблемных зон въездного туроператорского блока мы получили посыл от Ростуризма, что надо обратить внимание на прозрачность и качество деятельности принимающих компаний. Плюс как основную миссию законопроекта по отношению к въездному туризму и, в частности, развитию туроператорской деятельности мы определяем конкурентоспособность. Эту задачу далее раскладываем на составляющие и разбираемся, какую роль в повышении конкурентоспособности страны и регионов должны играть туроператоры. Прозрачность и качество тоже должны работать на эту главную цель.

- В отрасли есть разные мнения о том, насколько в условиях цифровизации и развития технологий «въездные» туроператоры будут сохранять главенствующее место в приеме иностранных туристов. Недавно, например, вступил в силу закон, в соответствии с которым для оформления туристической визы достаточно брони отеля. Это тоже размывает былое положение туроператоров. Надо ли их по-прежнему ставить в центр событий, обсуждая перспективы въезда?

- Закон должен фиксировать основные подходы в госполитике, и этим он нас подводит к необходимости поиска ответа на вопрос о том, с кем же на рынке эту госполитику должны реализовывать госорганы, как федеральные, так и региональные, а также развивающаяся сеть подведомственных структур при них. Это довольно многочисленная армия «офисов по туризму», «центров развития туризма», «ТИЦев» и т.д., которая действует за госденьги и от имени госорганов.

На сегодня серьезно и системно заниматься госполитикой по инкамингу можно и нужно, главным образом, с туроператорами. Больше никто всерьез к этому не готов, если мы говорим не об отдельных предприятиях, а об отрасли. Истинных туроператоров можно по пальцам пересчитать, но у них есть компетенции, которых нет у смежников – отельеров, экскурсоводов и т.д., хотя они периодически пытаются самостоятельно формировать и реализовывать турпродукты.

- «Госы» как-то по-новому должны организовать работу с туроператорами?

- Сначала «госам», федеральным и региональным, надо конкретизировать задачи. И сделать это в законе. Обобщенно это управление дестинацией. Я сюда включаю развитие дестинации, управление потоками, экономическими, экологическими и социальными результатами, включающими и занятость, и доходы населения, и комфортность проживания на туристической территории, и толерантность вообще к туризму.

Главная нагрузка ложится на региональные органы, на них это надо повесить в виде ответственности и более широких полномочий. За федералами – методология и координация.

При управлении дестинацией в регионе туроператоры по въезду станут основной партнерской дружиной и возьмут на себя решение многих вопросов на зарубежных рынках.

Пока и совместная работа «госов» с туроператорами проходит по наитию и везде по разному, и собственно круг задач в регионе каждая администрация видит по-своему. Уровень координации по линии Ростуризма надо оценивать количеством руководящих документов на этот счет. На мой взгляд, в целом федералы и регионалы примерно стОят друг друга, также как в регионе чиновники стОят местного бизнеса. Где сильнее бизнес, там, как правило, и сильнее чиновники.

- Вы сейчас делитесь наблюдениями с позиции общественного совета Ростуризма?

- Нет, конечно. Общественные советы всех уровней остаются декоративными структурами. В руководстве страны пока, по всей видимости, не решили, кого туда нужно призывать – специалистов или артистов. Поэтому и неясно, каких от этих структур ожидать способностей.

Если говорить о тех консультативных органах, которые сейчас могут подставить плечо Ростуризму, то в теории это может быть, например, комиссия по физической культуре, спорту и туризму при Госсовете, возглавляемая приморским губернатором Олегом Кожемяко. Но, повторю, пока в теории. Упоминаю этот орган специально, так как еще раз хочу подчеркнуть важность расширения прав и обязанностей региональных турадминистраций, а комиссии Госсовета это, в первую очередь, именно региональная политика.

- «Конкурентоспособность» звучит как довольно абстрактная категория. Как ее развивать на уровне закона?

- Ее можно и нужно измерять, сравнивать, в том числе по ценам, государственным процедурам, например, визовым, по мерам поддержки и сотрудничества с бизнесом, по применяемым технологиям. Мы все-таки работаем в условиях мирового рынка и обязаны чувствовать его пульс. Закон должен обязать проводить такие мониторинги. Еще отмечу, что у нас очень много госпредприятий связано с туризмом, например, музейный или театральный блоки, транспорт. С одной стороны, они должны быть конкурентны на мировом рынке, но с другой – не конкурировать с бизнесом, что иногда случается.

Целеполагание развития конкурентоспособности будет вытекать из госпрограмм и нацпроектов. Они будут устанавливать те планки, до которых надо всем надо допрыгнуть в «долларах» и в «головах». А закон определит смысловую нагрузку этих госпрограмм.

- Немного о прозрачности и качестве как задачах, поставленных Ростуризмом. Разве это вообще можно сделать вот так по щелчку, то есть по закону о туризме?

- Давайте начнем с качества. Мы провели не менее десяти онлайн-обсуждений с коллегами по цеху и с представителями региональных органов власти с какой стороны подойти к теме, как оценивать качество и по каким критериям. Путь лежит через стандарты. Руководство Ростуризма не раз уже в этом году говорило о масштабной стандартизации, которую предстоит пройти отрасли. Но четкой картины, как реально сделать, чтобы стандартизация заработала для рынка и конкретно въездного, ни у кого в настоящий момент нет.

При этом мы понимаем, что для той же конкурентоспособности важно, чтобы иностранным туристам было известно про надежную систему качества в нашей стране. Это будет раздвигать внутрироссийскую географию въездных турпотоков и продвигать нишевые виды туризма.

Все улеглось в головах после появления летом закона о стандартизации пищевой и сельхозпродукции высокого качества. Там изложен четкий и разумный путь, по которому надлежит следовать и нам. Его суть – формирование государственного реестра систем добровольной сертификации, участники которого получают различную поддержку от государства. При этом правила всех этих систем жестко регулируются и регламентируются правительственными нормативными актами.

- Когда мы увидим законопроект, в котором будет раздел про въездной туризм?

- Думаю, через год. Хотя поручения Ростуризму и первоначальные намерения были гораздо более оптимистичными. Мы уже сейчас должны были увидеть написанный закон или хотя бы его концепцию с основными идеями.

- А что тормозит? Не выделяются средства на разработку?

- Главным образом, думаю, борьба с пандемией и общая безусловная перегруженность маленького Ростуризма. Про выделение средств я не слышал, но, наверное, стоило бы подрядить нескольких «туристических» юристов для конвертации разрабатываемых концепций в статьи законопроекта и дальнейшего сопровождения. Я бы не стал идти путем объявления масштабных «золотых» конкурсов, на которые придут неподготовленные в отраслевом отношении, но многоопытные в такого рода проектах подрядчики и сделают «как всегда», а не «как лучше».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно