Турпоток на Соловки упал, перспективы тоже печальны
В прошедшем сезоне Соловецкий музей-заповедник обслужил 16,9 тыс. человек, что на 9,5% меньше, чем в аналогичный период 2018 года. В том числе 14,1 тыс. (минус 18,3%) – граждане России, 2,8 тыс. (плюс 34%) – иностранцы.
Количество посетителей без экскурсионного обслуживания через кассы музея составило 12,9 тыс., что на 1,5% меньше, чем в 2018 г. Доход от продажи входных билетов увеличился на 2% в связи с увеличением посетителей на музейных объектах.
Из числа туроператоров-партнеров музея лидерами по итогам сезона стали:
«Интурлидер» (Петрозаводск) – привезла 961 человека;
«Экспресс-тур» (Екатеринбург) привезла на теплоходе «Русь Великая» 819 человек;
«Русский Север» (Петрозаводск) – 773 туриста;
«Севертур» (Каргополь) – 504 туриста;
«Северное сияние» (Петрозаводск) – 438 туриста.
Как пояснил RATA-news директор компании «Севертур» Александр Быков, снижение турпотока в летнем сезоне вызвано непродуманным закрытием на ремонт взлетно-посадочной полосы на Соловках – с 15 июня. Соответственно было прекращено авиасообщение регулярными рейсами Архангельск – Соловки – Архангельск самолетами Л-410 и Ан-24 вместимостью 16 и 24 человека соответственно. «Был только вертолетный рейс всего два раза в неделю. Причем на борт Ми-8 брали всего семь туристов, такова была выделенная квота, остальные места резервировались для местных жителей и чиновников. Так что въезд на Соловки по воздуху был фактически прекращен», – сказал г-н Быков.
По его словам, весь турпоток переместился на морские переходы из карельских городов Беломорск и Кемь. Но неблагоприятная погода в летнем сезоне не способствовала увеличению рейсов, выполняемых кораблями, они часто простаивали из-за штормов и сильного ветра, а туристы были вынуждены отменять свои путешествия.
Между тем, взлетно-посадочная полоса на Соловках до сих пор не запущена в эксплуатацию из-за просчетов в проекте. По мнению независимых наблюдателей и местных жителей, полоса была «до неприличия» расширена, в результате зашла на плавучий грунт и начала сползать в окруженное болотами Игуменское озеро. Запланированное на 28 октября открытие ВПП отодвигается уже без указания срока.
Следующий сезоне тоже обещает быть непростым. По некоторым данным, в летнем сезоне 2020 года прекратится движение теплохода «Сапфир» по маршруту Беломорск – Соловки – Беломорск из-за непригодности причала в Беломорске и неудобства прохождения судна через шлюз Беломоро-Балтийского канала. Значит, попасть на Соловки можно будет только на теплоходах через порт Рабочеостровск в Кеми.
Однако и тут есть свои нюансы: вместимость пассажирских судов «Василий Косяков» и «Метель» составляет всего 160 и 80 мест соответственно. Если предположить, что к началу следующего летнего сезона не будут запущены регулярные рейсы между Архангельском и Соловками на Ан-24 и Л-410, то нетрудно себе представить судьбу турпотока на Соловецкие острова.
Пока все основные туроператоры по Соловкам планируют свои экскурсионные программы через Кемь. «По всей видимости, вскоре порт Рабочеостровск станет единственным связующим звеном в организации поездок на Соловецкий архипелаг. Это может негативно сказаться на стоимости путевок и количестве туристов. Одно радует – у «Севертура» продано уже более 40% мест в графиковых турах на следующий летний сезон 2020 года», – отметил Александр Быков.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»