Тревелпорт

Китайские туристы зачастили в Россию

Текущий год стал пиком активности по посещению России туристами из Китая. В первом полугодии объем выездного турпотока из страны вырос на 18% по сравнению с аналогичными показателями за прошлый год. С апреля по июнь количество китайских туристов, посетивших азиатские страны, увеличилось на 21%, Северную и Южную Америку – на 13%, Африку, Европу и Океанию – на 14%. По итогам 2012 года за пределы страны выехало 83 млн. китайских туристов.

Статистика российских принимающих компаний также впечатляет: по экспертным оценкам, на данный момент рост числа поездок из Китая в Россию на 30-40% превысил прошлогодние показатели за тот же период. По словам директора по въездному туризму «Интуриста» Нины Жаровой, в этом году китайцы поехали в Россию уже с мая, а своего пика сезон достиг в июле-августе. Эксперт такую активность китайских путешественников связывает с проходящими в наших странах перекрестными 2012-2013 годами российско-китайского туризма. Напомним, что по итогам 2012 года поток туристов из Китая в Россию вырос на 46% и превысил 343 тыс. поездок.

«Китайские туристы традиционно тяготеют к Москве и Санкт-Петербургу, но в последнее время мы стараемся все больше предлагать им Суздаль, Владимир, а также Тверь и Великий Новгород. С 2014 года к этому перечню добавится Казань», – рассказала г-жа Жарова. Также туроператор рассчитывает на востребованность китайской стороной такого продукта, как туристический поезд Москва – Пекин, предлагающего экскурсионное обслуживания в различных городах по маршруту. «Китайцы только в прошлом году распробовали путешествия на этом поезде. Удовольствие, конечно, не из дешевых, поездка в один конец обходится в 3-4 тыс. долларов плюс стоимость авиабилета. Но надеемся, что следующим летом нам удастся запустить уже целиком «китайский» состав, поскольку интерес к этому проекту достаточно велик», – пояснила представитель «Интуриста». Кроме того, в следующем году в пик летнего сезона туроператор планирует поставить свой ночной поезд для китайских туристов между Москвой и Санкт-Петербургом. Как отметила Нина Жарова, этим летом порой единовременно приходилось покупать до 700 билетов на поезд для гостей из Поднебесной. «В Китае очень хорошо работает «сарафанное радио», это дает уверенность, что в ближайшие годы рост китайского турпотока в Россию продолжится», – заключила собеседница RATA-news. Из имеющихся проблем она назвала нехватку говорящих по-китайски лицензированных гидов. В ближайшее время «Интурист» намерен поучаствовать в подготовке таких специалистов.

В турфирме Express Line также рассчитывают заметно улучшить свои прошлогодние показатели по Китаю. Начальник отдела въездного туризма компании Максим Чжао сообщил, что к концу октября рост китайского турпотока может составить 30%. «Думаю, эта тенденция будет актуальна для России еще, как минимум, три-пять лет. Китайцы не очень любят пляжи, зато обожают экскурсии. Россия в этом смысле обладает широчайшими возможностями, – прокомментировал г-н Чжао. – Очень надеемся, что в ближайшем будущем, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, «выстрелит» Сочи. Пока это направление для китайских туристов слишком дорого. Возможно, что-то изменится после зимней Олимпиады».

Впрочем, не все представители турбизнеса склонны видеть в росте китайского турпотока одни только плюсы. Генеральный директор питерской компании «Луна» Константин Яхонтов согласен с тем, что въезд в Россию из Поднебесной в последние два года показывает очень неплохие результаты. Однако, по его замечанию, турпоток растет количественно, но не качественно. «Имидж России как туристического направления среди китайских туристов, особенно в верхнем сегменте спроса, гораздо ниже, чем у Европы, Азии или Америки. Я бы сказал, что для китайцев наша страна стоит где-то на одном уровне с Индией или странами Южной Африки. Именно такое отношение определяет «лицо» гостей из Поднебесной», – говорит г-н Яхонтов.

Подавляющее большинство китайских туристов, путешествующих по России, выбирают экономичные туры, то есть с размещением в гостиницах не выше уровня 3* где-нибудь на окраине города и с минимальным набором услуг. «Самая распространенная цена недельных турпакетов, включающих посещение Москвы и Санкт-Петербурга, 1,2 тыс. долларов с авиаперелетом. Это значительно ниже себестоимости тура», – продолжает эксперт.

Также не секрет, что многие китайские туроператоры не вполне корректно организуют поездки в Россию. Китайский турбизнес попросту изолировал своих туристов от российской инфраструктуры. В России многие туристы из Поднебесной пользуются только теми ресторанами, которыми владеют граждане Китая, приглашают гидов-китайцев, заказывают «китайский» транспорт и т.д. Таким образом, деньги туристов в преобладающем объеме оседают в китайских землячествах, а Россия практически ничего не зарабатывает. Именно по этой причине некоторые российские турфирмы свели свое сотрудничество с китайской стороной до приема бизнес-туристов либо сосредоточились исключительно на дорогом сегменте.

Перемены в работе с турсектором Китая могут наступить уже с 1 октября нынешнего года. С этой даты в КНР вступает в силу закон «О туризме». Он запрещает туристическим компаниям широко используемую, в том числе и по отношению к турам в Россию, практику продажи путевок по заниженной цене с получением дохода за счет взимания обязательных дополнительных платежей за осмотр достопримечательностей, включенных в программу поездки, и комиссионных от магазинов, посещение которых организуется турфирмой. Теперь, если такая ситуация возникнет во время поездки, вернувшись на родину китайский турист вправе требовать от турфирмы возврата денег, потраченных на допуслуги и «навязанные» товары.

По мнению Константина Яхонтова, первая реакция китайского рынка на новый закон уже есть: цены на поездки в Россию начали расти. Эксперт не исключает, что в начале нововведение даже может обернуться оттоком китайских туристов, но впоследствии российский рынок от этого только выиграет.

 

Нина Егоршева, RATA-news