Российский рынок не в приоритете у сербских отельеров
Продажи Сербии в этом году туроператоры оценивают противоречиво – от заметного падения до существенного роста. Лечебные туры преобладают в запросах, бронируют курорты Врнячка Баню, в Буковичка Баню, Баня Врдник, Пролом Баня, Сокобаня. Развивается гастрономический туризм.
По словам руководителя отдела компании «Ванд» Елены Бондаренко, продажи направления стабильны: «Стараемся пропагандировать лечение в Сербии, так как народ еще не очень знаком с этим сегментом. Лечение достойное, врачи хорошие, многие знают русский язык. И замечательное отношение к россиянам. Но и самостоятельный поток растет, все же страна безвизовая». Оператор отправляет в год несколько сотен туристов, потоки распределяются неравномерно: иногда активнее едут в мае, а в прошлом году, например, выстрелил конец января, когда в продажу выставили новый гастрономический тур.
Руководитель отдела лечебных туров компании «Веди Тургрупп» Людмила Блинкова добавила, что, помимо лечения, востребован также паломнический и экологический туризм. «Но поток действительно не растет. Если в Чехию мы можем оформлять условно по 20 человек в день, то в Сербию – столько же за год. И страна становится операторам не очень интересной, поскольку санатории и отели дают практически такие же цены туристам напрямую или на booking.com», – говорит эксперт. По ее мнению, договорные отношения, которые туроператоры обычно выстраивают с партнерами в разных странах, в Сербии почти не работают, так что продажи направления можно назвать точечными. «В августе у нас была ситуация, когда один из отелей в ответ на нашу заявку по договорным тарифам неожиданно заявил, что повысил цены. А мы же с агентствами работаем, у нас цены выставлены онлайн. Да и не принято их менять в разгар сезона», – подчеркнула г-жа Блинкова.
Директор по развитию компании ICS Travel Group Оксана Волканова сообщила, что Сербия сейчас востребована на 20% меньше, чем год назад, доля лечебных туров составляет 35%, экскурсионных – 55%, остальное – комбинированные варианты.
В то же время в компании «Де Визу» наблюдают в этом году существенный рост продаж Сербии. Как рассказала руководитель отдела развития Наталья Александрова, более всего востребованы экскурсионные групповые программы и гастрономические туры. Лечебные курорты у оператора берут чуть реже. Эксперт отметила подрастающий спрос на корпоративные поездки, туры на три-четыре дня с проживанием в Белграде и выездными экскурсиями, а также с ночевками в других городах Сербии. Также популярны комбинированные варианты поездок с посещением соседней Черногории в рамках групповых экскурсионных программ.
«Курортные отели дают не самые интересные расценки для операторов, это правда. Но находятся они довольно далеко от аэропорта Белграда, поэтому многие туристы, в первую очередь люди в возрасте, предпочитают обратиться в турфирму за полным пакетом услуг, включая трансфер», – уточнила г-жа Александрова.
Елена Бондаренко ситуацию с туроператорскими тарифами объясняет тем, что в стране приоритет отдается оздоровлению своих граждан. «Большинство постояльцев санаториев – сами сербы, приезжающие по государственным социальным программам, – пояснила она. – Вторыми по объемам идут европейцы, а вот российский рынок пока не может гарантировать интересную объектам размещения загрузку. Логично, что под небольшие объемы сложно давать какие-то эксклюзивные цены». По ее мнению, россияне еще и довольно капризные клиенты, так как предъявляют высокие требования к сервису, возможностям развлечения на курортах и т.д. Здравницы зачастую расположены в тихих деревушках, что не всегда устраивает наших соотечественников, зато весьма подходит европейским туристам.
Наталья Панферова, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»