Интурмаркет с 1 октября

Туризм как способ занять коренное население

На Чукотке растет число туристов. Сюда едут люди, желающие полюбоваться широкими пространствами, понаблюдать за дикими животными и редкими птицами, познакомиться с вековыми традициями северных народов. В то же время туризм – это возможность для местного населения вернуться к традиционному укладу жизни и сохранить его. «Коренные жители уже оценили выгодность туризма, стали создавать малые гостиницы в родовых поселениях, - рассказала RATA-news руководитель департамента культуры, молодежи, спорта, туризма и информационной политики Чукотского автономного округа Ирина Рябухина (на фото слева). – Правительство заинтересовано в развитии малого бизнеса, поэтому такие предприятия регистрируются в льготном режиме».

Чукотка – это арктическая территория площадью более 700 тыс. кв.км, где проживают все лишь 54 тысячи человек. 15 тысяч из них – коренные аборигены. Северная цивилизация зарождалась здесь 5-7 тыс. лет назад, во времена, когда процветала Троя, Вавилон и Древняя Греция. Быт, традиции и язык сохранились с тех времен, переходя из поколения в поколение. Г-жа Рябухина сообщила, что ежегодно Чукотку посещают от 2 до 5 тыс. гостей. 90% из них – участники круизных программ, которые стартуют на Аляске или на Камчатке. Большинство туристов – иностранцы из Европы. Из Японии и Китая на Чукотку едет немного людей – им ближе Камчатский регион. Ирина Рябухина считает, что развитию круизного туризма на Чукотке поспособствовало разрешение на безвизовый въезд на 72 часа. Собеседница RATA-news напомнила, что для посещения Чукотки помимо визы необходимо также специальное разрешение на пребывание в пограничной зоне, и добавила, что с июня 2009 года действует соглашение с силовыми структурами о пребывании 72-часовых круизных туристов на суше в порядке уведомления, т.е. без предварительно получения специального разрешения. Раньше на получение пропуска в погранзону требовалось до 40 дней.

Обычно в программу 72-часового пребывания входит этнический концерт, посещение этнографического музея, который есть в каждом поселке, дегустация национальных блюд, мастер класс по их приготовлению, национальные виды спорта, гонки на лодках или праздник кита. Обычно группа в поселке тратит на все это около 1000 евро. Путешествие из Анадыря к стойбищу оленеводов и др. обойдется дороже. Туристу помимо авиаперелета до Анадыря из Москвы или другого города придется потратить на недельный тур около 3500-4000 евро. Самое дорогое на Чукотке – транспорт. Авиабилет в глубинку (и обратно) из Анадыря стоит примерно 500 евро. Платить надо также проводникам, лодочникам и т.д.

Г-жа Рябухина рассказала, что в советские времена на Чукотку приезжало намного больше российских туристов из соседних регионов «за запахом тундры». Сейчас россияне приезжают в основном только в столицу – Анадырь, а также специально на охоту или рыбалку. «Мы не гонимся за количеством туристов, - заметила Ирина Рябухина. – Больше 5 тысяч нам не нужно. Иначе вытопчут тундру, разгонят медведей и моржей, распугают птиц. Это места пользования коренных народов, можно нарушить экосистему».

Ирина Рябухина сообщила, что в регионе официально работают три принимающих туроператора: «Нортоко – Северная туристическая компания», «Чукотка Дискавери», «Мир странствий». Она заметила, что в отрасли есть кадровый голод, поэтому московская компания Russian Discovery, специализирующаяся на приключенческих турах, занимается здесь консалтингом. Г-жа Рябухина отметила, что в регионе нет «черных» туроператоров, так как здесь очень суровые природно-климатические условия и велика ответственность за человеческую жизнь. МЧС строго следит за регистрацией групп.

«Весь туризм на Чукотке – это социальный проект, - считает директор «Нортоко», член совета попечителей «Красного креста Чукотки» Ида Ручина (на фото справа). – Его цель – трудовая занятость населения и борьба с такой острой социальной проблемой коренных народов Севера, как алкоголизм. Важно стимулировать людей, спрашивая их: что вы покажете гостям? Сейчас у них уже есть фольклор, народные промыслы». Туризм – это стимул для поднятия самосознания населения. С помощью туризма можно возродить интерес к традиционному укладу, культуре, досугу. Ведь уклад жизни – это то, зачем путешественники едут с другого конца света. «Чукотка – это мир настоящих людей» - рекламный девиз «Нортоко».

В качестве примера успешно реализованной социальной программы Ида Ручина привела село «Снежное» с населением 120 человек. Местных жителей удалось отвлечь от алкоголя – они делают сувениры, разрабатывают маршруты. Все вылечились от зависимости. Прошлой осенью село выиграло грант 700 тыс. рублей на создание этнического спортивного комплекса для детей. Деньги из специального фонда выделила канадская золотодобывающая компания, занимающаяся разработкой месторождений на территории Чукотки. (Ольга Чижкова, RATA-news)