Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Отсутствия виз и доброжелательной атмосферы недостаточно для увеличения турпотока в Черногорию

В средствах массовой информации Черногории активно обсуждается будущий летний сезон. Главную озабоченность вызывает отсутствие туристов из России. Правда, пока речь идет, скорее, о корпоративных заездах, в частности культурно-спортивных мероприятиях, на которые в межсезонье приезжали туристы из России. Самый яркий пример – отмена сборов российских ватерполистов в отеле «Камелия» тиватской фирмы «Мимоза». На сборы, которые в прошлом году обеспечили свыше 3 тыс., а позапрошлом около 6 тыс. ночевок, в этом году не подала заявку ни одна российская команда. Предполагается, что они проведут тренировки в Сербии. Одновременно Министерство образования РФ отменило летнюю школу английского языка, которая проходила в Тивате четыре года подряд. Исполнительный директор фирмы «Мимоза» Марко Петричевич ожидает этим летом в Тивате на 80% меньше туристов из России.

Как пояснил RATA-news вице-президент компании «Пакс» Максим Лобанов, повод для опасений у черногорского турбизнеса действительно есть, хотя пока речь идет о единичных отказах. «До настоящего сезона время еще есть. Он здесь начинается не в апреле, а в июне, достигая пика в августе. Каким будет лето, сказать трудно». Однако вряд ли происходящее стало большой неожиданностью для местного турбизнеса. По словам г-на Лобанова, падение российского потока наблюдалось уже прошлым летом. «Не случайно в этом сезоне черногорские отели впервые вышли на российский рынок со снижением цен, ранним бронированием и другими акциями, о которых мы безрезультатно просили их годами», – пояснил он RATA-news.

Директор по продукту, контрактингу и маркетингу компании TUI Russia Ивор Вукелик ранее также сообщал RATA-news о скидках до 30% для российских компаний в Черногории. Правда, он считает, что Черногория станет хитом летнего сезона у россиян: на сегодня это единственное растущее пляжное направление на средиземноморском побережье Европы, которое не требует оформления визы. К тому же страна предлагает бюджетные туры и русскоязычный сервис. На фоне этого оператор даже готов увеличить полетную программу в Черногорию.

Максим Лобанов также надеется, что россияне и в 2015 году по-достоинству оценят эти преимущества Черногории. Но в нынешней ситуации только отсутствия виз и доброжелательной атмосферы для наращивания объемов недостаточно. «Черногория – это Европа. Падать и расти этот рынок будет в соответствии с общим трендом, а он по Европе явно отрицательный. Каких-то особых предпосылок для роста именно черногорского направления я не вижу», – заметил он.

Директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин полагает, что сезон по Черногории пройдет на уровне прошлого года. «Пока все продается в рамках ожиданий, с нормальной глубиной. Черногорские отели действительно пошли навстречу, снизив цены на 5-10%. Но с турками не сравнить, здесь мы видим гораздо большую лояльность и гибкость», – рассказал он. Строить какие-то прогнозы по Черногории рано, поэтому и полетные программы пока не утверждены. Туристы могут принимать решение об отдыхе в самый последний момент, тем более что рынок вновь сталкивается с подорожанием евро и падением российской валюты.

Относительное благополучие на черногорском направлении эксперт связывает с уходом некоторых операторов, которые раньше работали с этой страной. «Есть ощущение, что рынок сжался, объем предложений уменьшился, клиенты перераспределились. Это на руку основным игрокам по Черногории», – заметил Сергей Толчин. Но Максим Лобанов готов с этим поспорить: «С рынка действительно ушли несколько компаний, которые занимались Черногорией, но они не делали погоды на направлении. Основной объем приходился и приходится на действующих игроков. Так что здесь нечему особенно перераспределяться».

Туристы из России составляют более 30% всего иностранного турпотока в Черногорию. В 2014 году в стране побывал 1,54 млн. туристов из-за рубежа, что почти на 2% больше, чем годом ранее. Они совершили 9,55 млн. ночевок, что также на 1,5% больше прошлогоднего показателя. Более 60% всех ночевок приходится на гостей из двух главных для Черногории рынков – России и Сербии. По данным Национального статистического управления, отрасль принесла экономике Черногории €730 млн. – на €10 млн. больше, чем год назад. Это максимальный доход от туризма за последние 10 лет.

Наряду с внешними проблемами, в частности, падением российского потока, перед туриндустрией Черногории стоят серьезные внутренние задачи: решение проблем с качеством обслуживания, гостиничной инфраструктурой. При этом с 1 апреля 2015 года, накануне сезона, здесь вступил в силу новый закон, усложняющий процесс трудоустройства иностранцев. Модель совпадает с директивой ЕС: работодатель может принять зарубежного сотрудника только при условии, что все специалисты, состоящие на учете в Государственном бюро по трудоустройству, отказались от должности. Новое правило ставит черногорские отели и рестораны на грань разорения, ведь в сезон на обслуживании туристов здесь традиционно работают граждане Сербии и Боснии и Герцеговины.

 

Светлана Ставцева, RATA-news