Балаклавская бухта: конфликта нет, но есть вопросы
Проект яхтенной марины в Балаклаве одобрен Главгосэкспертизой. Об этом стало известно в ходе пресс-тура по Крыму, организованного компанией «Интурист». В начале мая яхтенный курорт в Балаклавской бухте в Севастополе на 600 судов от 6 до 75 м был включен в национальный проект по туризму.
Предполагается, что из бюджета будет выделено 7 млрд рублей, общая стоимость проекта 20 млрд рублей – в софинансировании будут участвовать и инвесторы. Проектная документация была разработана АО «Стройгазмонтаж», а застройщиком выступает Единая дирекция капитального строительства Севастополя.
Балаклава – район на юге Севастополя в 15 км от центра города, а Балаклавская бухта – его символ и главная достопримечательность – считается одной из самых красивых и удобных для морских судов в Крыму. Исторически морской комплекс способен принимать на швартовку суда длиной более 20 м. Зимой здесь не бывает штормов. Благодаря причальной линии протяженностью более 700 метров, марина способна в любое время суток принять 250-270 яхт различного класса. Ограничение по осадке составляет 3,5 метра.
Во времена СССР город был военным, здесь располагалась база подводных лодок и подземное хранилище ядерного оружия. Вплоть до 2018 года в бухте действовал пограничный режим ФСБ. Его отмена в Балаклавской бухте упростила жизнь судоводителей и дала возможность свободно перемещаться от мыса Айя до Фиолента.
Сейчас на набережной действует около десятка ресторанов и кафе, они соседствуют с ветхими муниципальными соцобъектами, а также многоэтажными недостроенными зданиями, дальнейшая судьба которых пока непонятна. Работает туристический информационный центр, доступен 18-километровый пеший маршрут Балаклава – Ласпинский перевал, открыт Балаклавский подземный музейный комплекс. В бухте швартуются прогулочные яхты, владельцы которых предлагают также услуги дайвинга и рыбалки. Есть частные объекты размещения, устричная ферма, в бухту часто заплывают дельфины – с мыса открывается сказочный вид. Здесь сохранились руины генуэзской крепости Чембало, замок Святого Георгия. Как заявлено, ведется работа с музеем-заповедником «Херсонес Таврический» по поводу перспектив реставрации крепости.
PR-директор компании «Интурист» Дарья Домостроева отметила, что объект интересен как своей историей, так и природными достопримечательностями, однако в Балаклаве и Севастополе в целом не хватает отелей хорошего уровня.
«Полноценный курортный отдых нуждается в сильной гостиничной базе. Наши клиенты, особенно семьи с детьми, не хотят жить в гостевых домиках. В этом районе мы реализуем туры с размещением в Севастополе, бухте Ласпи, Учкуевке, Орловке, Угловое и Балаклаве. Выбор качественных отелей пока невелик – немногим более 20 объектов. Думаю, что гостиниц здесь больше, но не все готовы работать с туроператорами. Кроме того, отели небольшие – 20-40 номеров. Важно также, что в Севастополе для заселения до сих пор требуется ПЦР-тест», – подчеркивает г-жа Домостроева.
По ее мнению, на данном этапе туристы, желающие отправиться в Крым, будут выбирать объекты размещения на южном берегу или на востоке, чтобы избежать лишних трат на тесты, а в Балаклаву будут приезжать одним днем.
Куратор проекта Балаклавской бухты, заместитель губернатора Севастополя Мария Литовко ранее отмечала, что ежегодно 300 тысяч россиян выезжают за границу и арендуют там яхты. Черноморская марина сможет привлечь не только их, но и зарубежных яхтсменов. Ожидается, что развитие бухты увеличит турпоток в муниципальный округ: количество экскурсантов-однодневок возрастет до 1 млн человек в год, а в гостиницах Балаклавы будут останавливаться более 400 тысяч туристов.
Согласно одобренному проекту, в Балаклавской бухте будут построены причалы и пирсы для специальных, служебных, гостевых и резидентных маломерных судов и яхт, появится судоремонтный док. Предусмотрена реконструкция административного здания, где также будет работать туристско-информационный центр.
На берегах бухты появятся благоустроенные общественные пространства. Набережные реконструируют, обустроят прогулочные пешеходные зоны и велодорожки. На набережной Назукина будет создан участок морского пункта пропуска через госграницу России. Предусмотрен ремонт дорог и автомобильных мостов, модернизация и постройка инженерных сетей и сооружений.
Предполагалось, что строительство марины начнется в конце 2020 года, однако проект нуждался в доработке из-за ряда объективных сложностей. Как рассказали RATA-news представители местного бизнеса, жители выступали против сноса зданий на берегу, Балаклавское рудоуправление, добывающее известняк на побережье, также было не готово уступить место для застройки. Дискуссионными с точки зрения экологии были планы углубления дна бухты.
Как говорят сейчас жители Севастополя и Балаклавы, они не против марины, если их не оставят без жилья и работы. Никто не будет против парковки, потому что это реальная необходимость. Но пока не ясно, как канализация справится с объемом стоков, которые начнут генерировать новые гостиницы и яхты. На данном этапе конфликта нет, но есть вопросы.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news