Travelport с 25 октября

Лариса Федорова: «Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»

Материала для создания регионального экскурсионного турпродукта в России гораздо больше, чем реальных туров. В эпоху дешевого доллара и увлечения зарубежными странами у турбизнеса не доходили руки до их разработки. Сейчас не только операторы активно пошли в регионы, но и регионы, в том числе «нетуристические» – к туроператорам. О тонкостях этого взаимного движения рассказывает Лариса Федорова, директор «Виадук Тур», одной из старейших московских компаний по внутреннему туризму.

 

- Чувствуете ли вы сейчас рост спроса на путешествия по России?

- Не могу сказать, что интерес к экскурсионным турам сильно увеличился, и особой глубины продаж в этом сезоне не вижу. На День России, помимо традиционного Санкт-Петербурга, у нас было серьезное увеличение спроса на туры в Москву и на комбинированные Москва – Петербург, Москва – Золотое кольцо. Но общее количество продаж на июньские праздники по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас уменьшилось. Хотя в целом по рынку спрос на Россию растет. Прежде всего, за счет тех, кто раньше мог себе позволить две зарубежные поездки в год – на море и в какой-то из европейских городов, например, в Прагу. Сейчас, видимо, эта категория туристов оставила себе море, а экскурсионную Европу заменила на Россию.

 

- «Европейский» турист избалован, он много видел. Легко ли на экскурсионных маршрутах в России обеспечить тот уровень сервиса, к которому клиент привык за границей?

- В стране, конечно, предстоит сделать очень многое – инфраструктура, кадры, продвижение. Но очень важно, что хотя бы в головах произошел поворот к внутреннему туризму, это очень своевременно, и многие регионы идею подхватили. Мы получаем множество предложений – из Череповца, Пензы, Самары и других городов. У меня сотрудники в очередь выстраиваются, чтобы успеть всё объехать, посмотреть, оценить и добавить в наш ассортимент. И мы сделали в этих поездках немало настоящих открытий, порой даже в тех городах, которые вроде бы нами давно освоены. Например, Пенза – мы уже несколько лет возим туристов в знаменитые Тарханы, вроде все уже знаем. Но получили оттуда предложение, изучили программу и поняли – ехать обязательно! И не ошиблись – замечательные места с интересной историей, хорошие отели, экскурсоводы прекрасные! Сейчас с удовольствием предлагаем туры в Пензу и область индивидуальным туристам, корпоративным клиентам и получаем отличные отзывы.

 

- Что еще нового вы открыли для себя в этом году?

- Прежде всего – Арктику, вернее, ту ее часть, которая располагается в Ненецком автономном округе. Съездили в ознакомительный тур и буквально заболели этим маршрутом. Настоящая экзотика – тундра, олени, северное сияние, и все это в 2,5 часах лета от Москвы! Стоимость тура «Чумовые выходные, или охота за северным сиянием» на четыре дня – 39 тыс. рублей на человека без перелета. Сумма, которую люди вполне готовы заплатить, чтобы побывать за Полярным кругом. Пользуется у нас очень хорошим спросом.

Всего год мы продаем туры в Тамбов – от 6 тыс. рублей на человека. Спрос небольшой, еженедельно несколько туроператоров набирают группу на выходные. Но мы видим перспективу, к тому же у нас там принимающий партнер, который трепетно относится к организации приема и содержанию программы. Отзывы тоже очень хорошие.

Тамбов – вообще очень подходящий пример разрушения стереотипов. Что россияне знают о нем, кроме того, что там живет всем известный волк, который «тебе товарищ»? А ведь город – настоящая жемчужина, он может стать одним из интереснейших направлений внутреннего туризма. Там находится уникальный храм Казанской иконы Божьей Матери XVIII века – единственная в мире православная церковь, расписанная в технике гризайль, это когда используют градации одного цвета. Она была популярна в средние века в Германии. Очень тонкая и неожиданная работа, описать словами трудно – надо видеть. Откуда в провинциальном небольшом городе – немецкая роспись в храме?!

А еще в Тамбове – один из старейших в стране драматических театров: основан в XVIII веке и работает до сих пор. Прекрасная река Цна, набережная. С Тамбовом связана жизнь русских поэтов Евгения Баратынского и Михаила Лермонтова, художника Дмитрия Поленова, композитора Петра Чайковского. В усадьбе Сергея Рахманинова ежегодно в августе проходит концерт его памяти с участием выдающихся музыкантов. В этом году выступит Николай Луганский. Мы предлагаем туры с билетами на его концерт.

 

- Наверное, много у вас таких примеров – очень интересные региональные турпродукты, которые практически не продвигаются и мало кому известны?

- Фактически в каждом регионе можно найти что-то необычное, неповторимое, достойное внимания туристов. Вот, например, в Курской области есть село Октябрьское – лидер по количеству гнезд аистов вблизи жилья человека.

А в Екатеринбурге – великолепный музей минералов, где мне довелось увидеть вот таких размеров изумруд!

Но чтобы сделать хороший турпродукт, а на его основе – содержательные недорогие туры, нужно проделать огромную работу. Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей. Главное – захотеть заниматься туризмом серьезно и любить свой край, остальное – дело времени.

 

- А можете назвать направление из числа лидеров внутреннего туризма, о котором не так давно мало кто знал?

- Казань. Сегодня это раскрученная марка, но 12 лет назад этот город лишь иногда запрашивали корпоративные туристы. Даже индивидуалам мы туда поездок не предлагали. Хотя и тогда в городе были турфирмы, которые отваживались заниматься приемом, но первая же наша корпоративная группа вернулась с тяжелыми впечатлениями: старый автопарк, дребезжащие теплоходики на Волге, сомнительного качества питание. Пришлось отложить Казань в сторону на целый год, который мы потратили на поиски надежного партнера. И нашли – «Бюро путешествий Казань». Эта компания смогла представить город так, чтобы он заинтересовал туристов.

Решающим для развития Казани как туристического направления стало празднование 1000-летия города в 2005 году и Спартакиада в 2015-м. Появилось много принимающих компаний, но наши партнеры и сегодня – лучшие. Сейчас у них есть туры по всему Татарстану, а по Казани много специфических, например, гастрономические. Туристы получают огромное удовольствие от татарского гостеприимства, национальной еды. Сейчас Казань стабильно входит в тройку самых востребованных городов на внутреннем рынке. И этот путь могут повторить и другие.

В этом году летом мы впервые запускаем регулярные туры в Самарскую область. Раньше предлагали регион только корпорантам, а теперь продаем в розницу. Помимо интересной истории и чудесной природы, область отличается большим количеством фестивалей – «Тремоло» (бывшая «Классика над Волгой»), «Барабаны мира», «Жигулевская вишня», «Рыба моя» и другие. Есть и необычные программы, например, «Ночь летучей мыши», «Жигулевская кругосветка».

Хороши туры в Самарскую область еще и тем, что включают активный отдых. Туристы учатся управлять ялом, отдыхают на прекрасном песчаном берегу волжского острова, готовят походный обед на костре. У нас надежный партнер в Тольятти, проверенный – компания «Пилигрим».

 

- Что бы вы посоветовали турфирмам в городах, которые только ищут путь к российскому туристу? С чего лучше начинать?

- Прежде всего, надо разобраться – что в вашем городе или регионе есть такого, чего нигде нет. Это могут быть, на первый взгляд, самые заурядные для местного жителя места или объекты. Или наоборот – можно необычно преподнести то, что есть везде. Маленький пример. Я оказалась в некоем городке N, зашла в типичную усадьбу, вижу типичные интерьеры. Ничего нового и необычного. Но как только экскурсовод начала говорить, я сразу понимаю, как мне повезло. Сколько секретов из жизни прежних владельцев усадьбы! Например, зеркала на стене имеют две части – большая основная и маленькая верхняя. Вопрос: зачем верхние небольшие зеркальца?

Большинство посетителей уверено, что это для красоты, для расширения пространства. А оказывается – для ангела-хранителя! Мы просто обомлели. Вот как надо уметь видеть необычное в обычном. Это лишнее подтверждение того, что экскурсовод – едва ли не самая главная фигура, от которой зависит успех тура. И это стоит пожелать тем регионам, которые хотят развивать туризм – растите своих экскурсоводов, любите и цените их!

Еще надо активно дружить с гостиницами, договариваться о хороших тарифах, иначе никогда не получится привлекательная стоимость тура. Ну, и если вы решили заняться приемом туристов в своем регионе, будьте готовы к тому, что работать придется и по выходным, и по праздникам.

Важно понимать, что можно предложить разным категориям туристов. Например, москвичам или петербуржцам всегда интересно посмотреть древние храмы, старинные села, старую городскую застройку, природу, пейзажи. А вот туристы из Самары, к примеру, очень любят современные архитектурные проекты, их искренне восхищают новейшее музейное оборудование, район Москва-сити и прочие достижения современности. Уверена, каждому найдется, что посмотреть и чем восхититься в России. Надо только любить свой край, свое дело. Без любви невозможно.

 

Светлана Ставцева, RATA-news