Тревелпорт

Оксана Котельникова: «Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»

Тюменская область в последние годы активизировала свои туристические возможности. Региональное Агентство туризма и продвижения возглавило это движение, что сильно помогло местным туроператорам. Для общего дела они смогли объединиться на шести брендовых маршрутах региона. Одной из таких компаний стала фирма «ОкНа», которой руководит Оксана Котельникова. В рамках проекта «Просто Россия» предпринимательница рассказала, как консолидируются разные компании на одних маршрутах, что это дает участникам рынка и туризму.


- Расскажите, какие места вошли в брендовые программы.

- Во все маршруты, конечно, входит Тюмень, первый русский город в Сибири, ему больше 430 лет. Это культурная столица, здесь самый большой драмтеатр в России, а еще – единственная в стране четырехуровневая набережная.


Также в маршруты входит Тобольск – историческая столица Сибири, где сохранился единственный за Уралом белокаменный Кремль, два монастыря и множество аутентичных музеев.


Можно отметить и Ялуторовск – маленький город больших людей с его музеем декабристов и острогом. Здесь любят все крупное. На масленицу пекут трехметровый блин, в другие праздничные дни делают гигантские пироги и жарят огромные яичницы.


Кроме того в области много самобытных деревень, например, село Покровское – родина Григория Распутина с уникальным одноименным музеем или деревня Насекино с хорошим этнографическим музеем.


- Сколько в итоге получилось таких программ?

- Создано шесть брендовых маршрутов: «Масленица в Ялуторовске», «Рождество по-сибирски», «Сибирские термы», «Черное золото Сибири», «Романовы в Сибири», «В Сибирь по своей воле». Все они рассчитаны на 3-5 дней. Самый необычный маршрут – «Черное золото Сибири». Его фишка – церемония «посвящения в нефтяники» в селе Успенское, которая сопровождается дегустацией особой черной ухи из разных видов сибирской рыбы.


Там же можно увидеть настоящую буровую вышку. Здесь проходят практику студенты нашего Индустриального университета и Нефтегазового колледжа. А еще в рамках этого тура посещается и легендарный город-завод «Сибур» под Тобольском.


- В создании каких маршрутов ваша компания участвовала наиболее активно?

- Мы участвовали в разработке всех маршрутов, но самыми трудоемкими я бы назвала два. Во-первых, «Романовы в Сибири». Программа включает места, которые посещали представители дома Романовых, когда бывали в наших краях. Разработка заняла много месяцев, мы долго согласовывали объекты, готовили экскурсоводов и т.д. Это был первый региональный опыт консолидированного турпродукта, над которым работали сразу шесть турфирм. Он был представлен четыре года назад и успел хорошо себя зарекомендовать у туристов.

А второй нашей инициативой стал маршрут «Сибирские термы», он разрабатывался при содействии Агентства по туризму и администрации Тюменского района.


Мы хотели, чтобы программа была разнообразной и носила исторически-развлекательный характер. Каждый день отведен под разные термальные источники, которыми богата область. Причем источников на территории столько, что мы можем в один месяц возить туристов на одни, а в другой – на другие. Маршрут дополнен экскурсиями: посещением мастерской художника, местной сыроварни или питомника хаски.


- Как проходила совместная работа с другими туроператорами?

- Мы вместе намечали точки маршрутов, совершали объезд по ним, защищали проект перед Агентством туризма и продвижения. Мы собирались на совещания, пока не разработали единую схему. У каждой компании свои представления о турпродуктах и свои расчеты, поэтому немало времени потребовалось для наполнения брендовых маршрутов.

Второй дискуссионный момент касался финансовой части. Какие-то компании предлагали рассчитывать программу на меньшее количество человек, какие-то – на большее, чтобы минимизировать стоимость. Искали золотую середину, чтобы в случае недобора туроператор не нес критических затрат, но и цену удавалось сохранить привлекательной для туриста. У нас есть договоренность: если на маршрут выходит небольшое количество туристов, то расходы все турфирмы несут поровну.

- Какая компания за что отвечает при объединении на одном маршруте?

- Например, тур «Сибирские термы» реализуется шесть раз в год. Допустим, в текущем месяце за этот продукт отвечает наша компания. То есть мы бронируем все по маршруту: питание, проживание, экскурсоводов и т.д. А потом принимаем туристов, в том числе клиентов наших партнеров-консолидаторов. По завершении маршрута считаются все расходы и доходы, после чего прибыль делится между организатором и компаниями, которые направили клиентов. В следующем месяце контроль за маршрутом возьмет на себя другая фирма, а остальные будут отправлять на него туристов.


Мы сотрудничаем с компаниями и в других городах. Они могут присоединять к нашим группам своих туристов и получать хорошую комиссию.

- Областная администрация оказывает турбизнесу какую-то поддержку?

- Да, это неоценимая информационная поддержка, включая продвижение на федеральном уровне. Также благодаря содействию администрации в рамках брендовых программ у нас есть специальные цены на проживание, билеты в музеи и т.д. Все это позволяет формировать доступную стоимость туров для гостей Тюменской области.

- Какой аудитории наиболее интересны ваши турпродукты?

- География гостей в последнее время сильно расширилась. Если раньше приезжали преимущественно из соседних регионов – Перми, Челябинска, Екатеринбурга и т.д., то теперь едут и из Центральной России и часто – организованные группы. До пандемии бывали и иностранцы.

- В феврале московские туроператоры презентовали тюменские маршруты в столице и готовились к взлету продаж. Пандемия, конечно, скорректировала эти планы.

- Да, с марта по июнь всем пришлось нелегко, работы была остановлена. Мы были вынуждены отменить и консолидированные туры, и свои экскурсии, и детские маршруты. Пришлось возвращать туристам деньги. Как только ограничения были сняты, мы возобновили работу, спрос вернулся на все наши предложения. Сейчас люди переживают, что передвижение вновь могут ограничить, но я бы не сказала, что из-за этого перестали бронировать туры на январь. На этот месяц у нас намечено «Рождество по-сибирски» – маршрут, который консолидирует наша компания, и «Сибирские термы», за который на этот раз будут отвечать коллеги.


Вообще я рассматриваю этот тяжелый период как время для новых свершений. Например, маршрут с термами появился у нас именно во время вынужденного простоя из-за карантина. И сейчас его активно бронируют на зимние каникулы. Тюменская область ведет масштабную рекламную кампанию по продвижению туристических возможностей региона, организует рекламные туры для турфирм из разных городов. Так что, думаю, совместными усилиями мы преодолеем сложности этого года.

Татьяна Крикун, специально для RATA-news