Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Дмитрий Фоминцев: «Использовать заемные средства при нынешней рентабельности турбизнеса – путь к краху»

Туроператор «Туртранс-Вояж», специализирующаяся на автобусных экскурсионных турах, в будущем году отметит 20-летие. О перспективах этого вида туризма и ситуации на российском туристическом рынке в целом, мы беседуем с директором компании Дмитрием Фоминцевым (фото).

 

– Дмитрий, вы помните первую программу «Туртранс-Вояжа»?

– Конечно. Это было в 1994 году, автобусный тур с посещением двух столиц – Варшавы и Парижа. Потом на этот маршрут стали, как жемчужинки, нанизываться другие европейские города – Берлин, Амстердам, Брюссель, Люксембург, затем подключились Испания и Великобритания, Скандинавия и норвежские фьорды. Чисто автобусные туры стали сочетаться с отдыхом на море в Испании, Франции, Италии, Хорватии или на озерах Италии, Австрии, Чехии и Венгрии. В 2006 году появились авиатуры, и сегодня на основе перелета мы предлагаем более 60 программ – экскурсионных и в сочетании с отдыхом на море. Все больше становится туров, которые представляют собой непродолжительный, размеренный вояж с качественной экскурсионной программой.

 

– Все это как-то с трудом укладывается в понятие бюджетного отдыха, с которым обычно ассоциируют автобусный туризм.

Определение «автобусный туризм» давно не отражает всего спектра наших предложений. Мы называем себя не «автобусниками», а «экскурсионниками», предлагаем качественный продукт – насыщенные познавательные программы. Это могут быть и автобусные туры, включающие несколько стран и городов и солидный километраж, и авиатуры, и монотуры в один город или регион. Например, «Неделя в Париже», «Неделя в Праге», недельный тур в Прованс с посещением Лазурного берега или Корсики. У нас есть экскурсионные программы по Китаю, США, Турции и Израилю. В Испании, наряду с массовым курортом Ллорет де Мар, мы предлагаем и респектабельный Platja d’Aro, а также отдых на Costa del Sol. Конечно, это не бюджетные туры. Так что мы считаем себя специалистами по организации именно экскурсионных туров. Понятие «автобусные туры» для сегодняшнего «Туртранс-Вояжа» слишком узко. Мы шагнули далеко вперед, сохранив от автобусного прошлого отлаженные технологии организации путешествий и умеренные цены

 

– Как вы объясняете именно такую логику развития компании?

– Турист, который сегодня выбирает наш тур, сильно отличается от тех, кого мы возили 20 лет назад. Если раньше людям было важно экономить каждую копейку, то сейчас едут, прежде всего, те, кто хочет за разумные деньги получить максимум впечатлений. Впрочем, очень часто это наши прежние клиенты, просто выросло их благосостояние и запросы. У нас немало туристов, которые по пять-семь раз путешествовали с нашей компанией. Есть даже человек, совершивший с нами 42 поездки! Мы ориентируемся на постоянных клиентов, их доля у нас составляет порядка 30%, еще столько же приходит по рекомендациям друзей и знакомых. Всего с начала работы мы отправили на отдых более 500 тысяч человек. В прошлом году, например, у нас было примерно 1500 групп. География выездов «Туртранс-Вояжа» охватывает сейчас 238 городов и 34 страны.

 

– Рост впечатляет…

– Наверное, он мог бы быть выше, но мы всегда очень трезво рассчитывали свои шаги. Ежегодный прирост объемов компании в среднем не превышал 20%. И мы сознательно не хотим больше, чтобы не терять в качестве и надежности. Не рискуем – растем на свои деньги. Компания сейчас представляет собой холдинг, включающий три подразделения – «Туртранс-Авто», «Туристический дом» для работы с агентствами и «Туртранс-Эстейт», занимающийся недвижимостью за рубежом. Их объединяет одна торговая марка – «Туртранс-Вояж». Все свои проекты мы реализуем на собственные, заработанные, средства, не используя займы. Считаю, что прибегать к займам при той рентабельности, которая существует сейчас в российском туризме, это путь к краху. Надо стремиться к качественному, а не количественному росту.

 

– Какого уровня должно быть это «качество», чтобы туристы не уходили в «самостоятельное плавание»? Одно дело – предлагать групповые автобусные туры в 90-е годы, когда россияне еще не имели опыта зарубежных поездок, и совсем другое – сейчас, когда через в интернете можно все легко забронировать самим, а визу оформить в визовом центре без вашей помощи? Что можно этому противопоставить?

– Не думаю, что надо бороться с самостоятельными туристами, надо просто делать максимум для своих клиентов. Никакого драматического снижения числа туристов, выбирающих отдых через операторов, не происходит. Многим по-прежнему комфортнее, когда организацию поездки берут на себя профессионалы. К нам, повторю, 30% туристов приходит по рекомендации знакомых. Наш клиент – особенный. Очень многие обладают просто энциклопедическими знаниями, ждут полноценных экскурсий, хороших, знающих гидов и едут в групповые туры сознательно, нередко одной и той же сплоченной компанией единомышленников. Такой вид отдыха для них – стиль жизни. Поэтому одна из наших первоочередных забот – уровень сопровождающих. Мы придаем этому большое значение. Для примера: в нашем офисе работает 170 сотрудников, а сопровождающих у нас – 190. На рынке и сейчас есть компании, которые отправляют с автобусом своих сотрудников. У нас это – не просто специально подготовленные, но тщательно отобранные люди.

Просто пойти и набрать их в каком-то учебном заведении невозможно, таких специалистов нигде не готовят, поэтому мы занимаемся этим сами. Курсы обучения сопровождающих платные, при этом мы не набираем, а отбираем людей, и проходит, как правило, один из пяти абитуриентов. Обучаем полтора месяца, потом – экзамен, работа в офисе, чтобы знали, как что устроено в компании, затем 3-6 месяцев стажировка в коротких турах. Отсев идет на всех уровнях подготовки, которая в целом занимает от шести месяцев до года. Эта отработанная за многие годы методика позволяет готовить профессиональных сопровождающих, которым мы спокойно доверяем группу, ведь от них зависит и качество программы, и настроение туристов.

Еще одно ноу-хау, которое мы внедрили одними из первых на рынке: предварительная рассадка туристов в автобусе. Можно забронировать место, а оплатить потом. Другая немаловажная вещь, без которой немыслимы современные экскурсионные туры: качественные автобусы. В сезон у нас на маршрутах бывает до 200 автобусов. В 2012 году мы получили 8 новых машин марки Mercedes, в 2013-м получим еще 12.

 

– Вы говорите о недопустимости использования заемных средств, в то время как большинство крупных игроков рынка утверждают, что без них не только не обойтись, но это устоявшаяся международная практика. И тот факт, что компания берет кредиты, не означает, что у нее нет своих денег. Где правда?

– Здесь, знаете ли, как при лечении, все дело в дозировке. Если кредит составляет допустимую часть оборота, если он используется в определенный момент, например, для наращивания доли на рынке, он вполне оправдан. Но жить на таком «лекарстве» постоянно невозможно. Мы тоже брали заемные средства в период активного роста компании, и я хорошо помню, как трудно было их возвращать. Возможно, крупных туроператоров к этому подталкивает жесточайшая конкуренция, ярко выраженная сезонность бизнеса, растущие риски на направлениях. Рынок автобусного экскурсионного туризма на этом фоне смотрится более устойчиво, он сформировался. Мы не жалуемся на демпинг и, в отличие от «массовиков», зарабатываем на своих направлениях. У нас нет такой сильной конкуренции, за последние пять лет я не припомню появления новых игроков в нашем сегменте. Как ярко выраженный нишевой продукт, к тому же довольно сложный, часто требующий «ручной сборки», он неинтересен крупным операторам массовых направлений

 

– Как выглядит группа лидеров автобусного экскурсионного туризма?

– Не сочтите за нескромность, но на первое место я поставляю «Туртранс-Вояж», затем – «Интерс», «Старый город», DSBW и «БВЛ». Мы все отправляем наших туристов до Бреста поездом или самолетом. Отдельную нишу занимают «Кругозор», который возит туристов до границы на автобусах, и «Анкор», у которой есть программы с железнодорожным переездом до Вены и Берлина

 

– Что для вас сейчас самое сложное в работе?

– Как ни странно, визы. Оформить их для целого автобуса туристов – само по себе дело непростое, ведь, как обычно, 35 человек сдадут документы вовремя, а остальные пять будут тянуть до последнего. А тут еще консульства и визовые центры – каждый со своими стандартами. В своей стране мы сталкиваемся с правилами игры, которые устанавливают другие государства. И тут все против нас: с одной стороны, мы почти не можем повлиять на процесс, а с другой – консульствам, по большому счету, неважно, удобно нам или нет работать по их правилам. Причем правила постоянно меняются, что требует от нас дополнительных усилий, времени и денег. Я даже вывел для себя одну закономерность: как только заговорили об упрощении визового режима – жди проблем.

Вот, например, недавно приезжал с официальным визитом президент Франции, говорил об углублении взаимных связей и упрощении визового режима. А после его отъезда французское консульство удлинило сроки рассмотрения виз до двух недель. Потом отличились испанцы: просят предоставлять копию паспорта туриста. Пришлось купить десятый копировальный автомат, самим снимать копии, так как многие паспорта агентства нам сдали еще до этого указания. Кажется, что это все мелочи. Но, помноженные на тысячи туристов, они вырастают в огромный ком дополнительных бумаг и проблем. Документы на визу мы сдаем заблаговременно – и все равно в большинстве консульств паспорта получаем в последний момент, а это очень нервно. По-настоящему легко было с визами только в 2009 году, в период кризисного спада, тогда в консульствах успевали спокойно и в срок обработать все документы.

 

– А вы верите в скорую отмену шенгенских виз для россиян?

– Думаю, в обозримом будущем это нереально. По-крайней мере, до тех пор, пока мы не введем визовой режим с соседними среднеазиатскими странами. Не вижу никакого пресловутого упрощения или даже небольших уступок со стороны шенгенских стран. Более того, все чаще заходит разговор о биометрии, взятии отпечатков пальцев. Вот это будет настоящая катастрофа. Многие туроператоры опасаются отмены виз, ожидая, что уменьшит число обращений в турфирмы. Но, полагаю, надо ожидать не отмены, а ужесточения визового режима, и это для всех нас будет пострашнее любого безвизового.

 

– В последние годы в числе основных факторов риска российского туристического рынка, помимо конкуренции, все чаще называют активное вмешательство в бизнес государства. Что вы думаете по этому поводу? Как относитесь к появлению «Турпомощи»?

– К тому, что государство вмешивается в дела турбизнеса, отношусь нормально. Скорее всего, это было неизбежно после серии громких банкротств. Государство вправе принять меры по защите своих граждан. Но вот то, как оно это делает, мне не нравится. Получаются сплошные ляпы. Например, пресловутые 12% от оборота в качестве фингарантии для крупных операторов, из-за чего от них буквально отказались страховые компании. Те же поправки в закон о «Турпомощи», безусловно, сырые, их нельзя было принимать в нынешнем виде. Идея хорошая, орган оперативного реагирования в случае непредвиденных ситуаций с туристами нужен, но к чему приведет его реализация, сказать трудно. Больше всего волнует нецелевое использование средств компенсационного фонда, а это возможно, несмотря на все контроли и наблюдательные советы. К тому же, судя по выборам руководства «Турпомощи», у бизнеса и чиновников нет единого представления о применении этих денег. Сейчас взнос в размере 100 тыс. рублей в фонд принципиален только для мелких компаний, однако уже через год нам придется платить 0,1% от оборота, а это уже совсем другие суммы. При имеющихся уже финансовых гарантиях мера явно избыточная. В общем, если бы сейчас появился документ против «Турпомощи», я бы поставил под ним свою подпись.

 

Светлана Ставцева, RATA-news