Семь важных пунктов из выступления Зарины Догузовой на годовом собрании «Турпомощи»
На прошедшем в минувшую пятницу годовом собрании «Турпомощи» глава Федерального агентства по туризму Зарина Догузова была избрана председателем наблюдательного совета ассоциации. В своем выступлении она затронула несколько важных проблем турбизнеса, которыми Ростуризм уже занимается или планирует заняться в самое ближайшее время. «Мы нацелены на открытый диалог и понятные решения для отрасли», – сказала г-жа Догузова.
Регламент взаимодействия в экстренных ситуациях. Ростуризм совместно с «Турпомощью» разработал межведомственный регламент взаимодействия в экстренных ситуациях для каждой вовлеченной стороны, сообщила Зарина Догузова. Документ отправлен на согласование в Минэкономразвития, Минтранс, МИД, Росавиацию, Роспотребнадзор, Банк России. Регламент должен способствовать скоординированному, а значит более оперативному решению задач при необходимости вывоза туристов из-за рубежа в случае банкротства туроператора.
Зарина Догузова полагает, что документ должен быть согласован к началу курортного сезона.
Обнуление взносов в резервный фонд. Глава Ростуризма намерена обратиться в правительство РФ для решения вопроса о приостановке пополнения резервного фонда «Турпомощи» в 2020 году. «Сейчас в фонде около 400 млн рублей, этого вполне достаточно для решения задач в экстренных ситуациях. Но чтобы мы получили согласие на обнуление взносов в 2020 году, в текущем году из резервного фонда не должно быть потрачено ни копейки», – подчеркнула глава Ростуризма.
Доходы фондов персональной ответственности. Ростуризм считает, что доходами, полученными в результате размещения на банковском депозите средств фондов персональной ответственности, должны распоряжаться сами туроператоры – владельцы этих денег. Но для этого необходимо внести изменения в отраслевой закон.
Вместе с тем, Зарина Догузова подчеркнула, что такое решение должно касаться только тех компаний, к отчетности которых не будет вопросов. «Мы хотим, чтобы честная работа и прозрачная отчетность туроператоров была выгодна им самим», – сказала глава Ростуризма.
Проблема финансовых гарантий. Зарина Догузова сообщила, что ведомство направило в Банк России письмо по поводу взаимоотношений турбизнеса и страховых компаний в контексте финансовых гарантий. Глава Ростуризма попросила ЦБ превентивно определять страховые компании, находящиеся в зоне риска, чтобы повысить надежность и эффективность страхования участников туристического рынка.
«Мы знаем, насколько сложно сегодня получить страховку, необходимую для туроператорской деятельности, и не только чтобы войти на туристический рынок, но и продлить страхование гражданской ответственности туроператора», – сказала Зарина Догузова. Она отметила, что турфирмам нередко приходится заново оформлять фингарантии по два-три раза в течение года из-за того, что ЦБ лишает лицензий несостоятельных страховщиков, но для туристического рынка это каждый раз полная неожиданность. В частности, глава Ростуризма привела пример с компанией «Якорь», у которой отозвали лицензию, в результате чего фингарантий лишились 450 туроператоров.
Гибкий механизм страхования ответственности. Ростуризм прорабатывает возможность применения гибкого механизма страхования ответственности туроператоров в комплексе со средствами фонда персональной ответственности. По словам Зарины Догузовой, это обеспечит защиту туристов и одновременно позволит компаниям не выводить из оборота огромные суммы в персональный фонд, а пускать их на развитие бизнеса. «Мы думаем над определением максимального размера средств в персональном фонде, это будет закреплено на законодательном уровне», – сказала г-жа Догузова.
Смягчение последствий исключения из реестра. Ростуризм прорабатывает возможность смягчения последствий для руководителей компаний в случае исключения сведений о туроператоре из реестра по независящим от него обстоятельствам – например, из-за банкротства страховой компании или отзыве у нее лицензии.
Напомним, что статья 4.1 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» при попытке исключенного туроператора восстановиться в реестре требует замены «руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра». Иными словами, директора дисквалифицируют на год независимо от причины исключения компании из реестра туроператоров.
Отметим, что споры по поводу корректности формулировок и вообще правомерности такого требования идут практически с момента появления этой статьи в законе.
Пять дней на возвращение в реестр. «За последние несколько дней мы исключили из реестра около 100 туроператоров, которые не предоставили либо необходимую отчетность, либо сведения о наличии финансового обеспечения на новый срок. В связи с чем получили множество звонков от руководителей исключенных компаний», – сказала Зарина Догузова в своем выступлении. Она подчеркнула, что решения были приняты в строгом соответствии с законом «Об основах туристской деятельности».
Вместе с тем, отметила г-жа Догузова, в ведомстве не хотели бы множить бюрократию, поскольку понимают, что причины непредоставления документов могут быть разные. «Мы пошли навстречу турбизнесу и приняли решение: если туроператор оперативно подаст все необходимые сведения, он будет возвращен в реестр в течение пяти дней без каких-либо дополнительных требований».
Напомним, что восстановление компании в реестре после исключения обычно влечет за собой изменение реестрового номера туроператора, а значит необходимость вносить изменения в договоры с турагентствами.