48 часов на оформление французской визы превратились минимум в две недели
Туроператоры опасаются, что высокий сезон по Франции может быть сорван. Начавшаяся перед майскими праздниками реорганизация процедуры оформления виз не только не закончилась, но вылилась в дополнительные трудности.
Вчера, 20 мая, записаться на подачу документов в визовый центр Франции можно было только на вторник 28 мая. Плюс еще неделю делают визу. Соответственно озаботиться подачей документов туристы должны как минимум за две недели. После привычных 48 часов, в течение которых французы прежде выдавали визы, сроки немыслимые. Когда Франции удастся выйти из этого пике, пока непонятно: обратной связи с консульством у операторов нет.
Напомним, накануне майских праздников туроператоры и туристы столкнулись с очередями и задержками в визовых центрах сразу нескольких стран, в том числе Франции. Туристы некоторых компаний так и не уехали в мае на отдых или отправились с опозданием, повторно купив билеты. Проблемы французы тогда объясняли возросшим почти на 40% спросом и идущей реорганизацией. Французские визовые центры изменили алгоритм подачи документов: по новым правилам, анкету пришлось оформлять не в личном кабинете, а на сайте консульства. Причем, в первых ее 15 (!) пунктах нельзя сделать ни малейшей ошибки, иначе придется всё переписывать.
Ошибки, по словам туроператоров, обнаруживались уже в визовом центре, а там всего два компьютера на всех соискателей, так что оперативно исправить не удавалось – надо было приходить еще раз. К тому же в разных регионах действуют разные стандарты оформления анкеты, единого нет. В общем, начатая консульством в середине апреля, то есть накануне сезона, реорганизация оказалась на редкость «своевременной» и стоила заявителям нервов и времени.
«У нас нет проблем с заполнением анкеты, опыт накоплен достаточный. Но у нас есть туристы, которые хотят сами оформлять свои визы, и это становится для них реальной головной болью», – поделился руководитель визовой службы компании «Туртранс Вояж» Иван Балановский. Тем более что, в отличие от других визовых центров, во французском нет платной услуги по оформлению анкеты.
Со временем проблемы с заполнением анкеты худо-бедно решаются. Но появилась новая беда: система оказалась не рассчитана на нынешнее количество обращений и постоянно зависает. «Вчера пытался пробиться с 12 часов, а смог зайти лишь в 18.00», – сказал ведущий специалист визового департамента BSI Group Алексей Толмачев.
«Даже на самом портале рекомендуется заполнять анкеты, начиная с 19.00 по французскому времени», – уточнил Иван Балановский. При этом, по его словам, инструкция по заполнению анкеты почему-то дана на английском языке.
К тому же 15 мая визовой центр Франции отменил живую очередь и ввел электронную запись на подачу документов – и для турфирм, и для туристов. «В принципе правильное решение, так уже давно сделано в большинстве визовых центров. Проблема в том, что записаться на следующий день нельзя, ближайшее время – через неделю. И вот это создает трудности», – сказал глава визовой службы «Ванд Тревел» Дмитрий Рощин. С ним согласен Иван Балановский: «Получается, что, если к нам завтра придут туристы, решившие поехать во Францию в первых числах июня, мы будем вынуждены им отказать».
Дмитрий Рощин рассчитывает, что визовой центр сможет разобраться с накопившимися проблемами, как это удалось сделать Испании, столкнувшейся с такой же ситуацией перед майскими праздниками.
Иван Балановский тоже хотел бы надеяться на это: «Но смущает, что сейчас еще даже не июнь, а в визовом центре не справляются с потоком. И я пока не вижу предпосылок для исправления ситуации. Напротив, есть основания опасаться, что она только ухудшится».
У туроператоров несколько объяснений происходящего. Первое – нехватка персонала, несогласованность действий с консульством, несвоевременность консульских инициатив. Второе – непонимание реальной ситуации на рынке из-за отсутствия обратной связи консульства с туроператорами. По их словам, раньше французское консульство устраивало встречи с российскими компаниями, и это помогало избегать серьезных ошибок в визовом процессе.
Есть и третья версия. На рынке подозревают, что французы сознательно создают эти трудности, чтобы отвадить тех, кто, оформляя визу в их страну, в итоге едет в другую. Консульство Франции выдало россиянам в 2018 году 372,4 тыс. виз – на 40% больше, чем в 2017. И это не случайно, так как французское консульство считалось одним из самых лояльных по отношению к россиянам как по срокам оформления (48 часов), так и по количеству многократных виз.
Возможно, именно эти достоинства Франции привлекли к ней тех туристов, которые накануне майских праздников столкнулись с трудностями в визовых центрах Испании, Чехии. И вообще Франции надоело «работать» на другие шенгенские страны. Версия, конечно, из разряда конспирологических, но вполне объяснимая при нехватке информации.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»