Разбираемся в причинах визового сбоя у Чехии, Франции и Испании
Визовые центры в Москве с трудом справляются с потоком заявителей. Особенно непростая ситуация складывается с Чехией, Францией и Испанией, где людям приходится выстаивать в многочасовых очередях. Уже есть туристы, которые не выехали в запланированную дату в Чехию из-за невыхода паспортов.
Среди причин – возросший спрос россиян на поездки, нехватка сотрудников в визовых центрах, отсутствие должной организации процесса. И хотя майские праздники в плане продаж перестали быть репетицией летнего сезона, и хороший спрос может и не повториться, визовым центрам, как сказали RATA-news туроператоры, надо делать выводы. Иначе нынешние проблемы благополучно перекочуют в лето.
По словам туроператоров, последняя неделя перед майскими праздниками бывает сильно загруженной независимо от спроса. «Не могу сказать, что в этом году спрос как-то заметно вырос. Но мы всегда, чтобы избежать аврала, готовимся к этому периоду заранее. В этот раз, например, надо было заранее учитывать, что консульства уйдут на пасхальные каникулы. Увеличились сроки оформления виз в Чехию, но нас заранее об этом известили, так что пока укладываемся», – рассказала руководитель визового отдела компании BSI Group Динара Хайертдинова.
Глава визового отдела компании «Ванд Тревел» Дмитрий Рощин, напротив, полагает, что россияне в этом году явно активизировались, спрос на поездки в Европу лучше, чем год назад.
«Число заявок на шенгенские визы в эти майские праздники у нас примерно на 20-25% выше, чем год назад», – согласен с коллегой руководитель визового отдела «ТурТрансВояж» Иван Балановский.
По фейсбуку гуляет фотография очереди в визовый центр, сделанная в 7.50 утра, хотя открывается он в 9.00.
В консульстве Франции проблему объяснили увеличением количества заявок на визы – в частности, в этом году на 40%. Испанцы тоже отмечают предмайский ажиотаж, а визовый центр даже остановил запись на подачу документов.
Определенную роль в этой истории сыграло снижение курса евро: по сравнению с 77 рублями прошлой весной и почти 80 накануне недавних новогодних каникул нынешние 73,5 рубля смотрятся более привлекательно. К тому же так совпало, что эти майские праздники легко растягиваются до двух недель, то есть до полноценного отпуска.
Эксперты предположили, что спрос со стороны самостоятельных туристов вырос еще ощутимее. В частности, по данным интернет-сервиса Biletix, на предстоящие майские праздники турпоток переориентировался с внутренних на международные направления: по сравнению с прошлым годом доля бронирований авиабилетов внутри страны снизилась с 67% до 55%, а за границу выросла с 33% до 45%. При этом продажи авиабилетов с вылетом в период майских праздников за рубеж выросли на 24%, несмотря на подорожание.
К этому росту визовые центры явно оказались не готовы. Последние несколько лет визовые, прежде всего, европейские направления в течение года, за исключением лета, росли слабо. Так, по данным Европейской комиссии, в 2018 году в консульства шенгенских государств было подано чуть более 16 млн заявлений на краткосрочные визы, что на 1% меньше, чем в 2017 году. В основном, за счет того, что на 5%, до 3,7 млн, упало число заявок в России, занимающей первое место в мире по числу обращений. В предыдущие годы спад был еще больше, и визовые центры расслабились, некоторые сократили штат. «Очевидно, что одна из причин нынешних задержек с оформлением виз – нехватка сотрудников в визовых центрах», – уверен г-н Рощин.
Большие надежды туроператоры связывали с открытием 21 марта единого визового центра VFS Global, где можно оформить визы в 24 страны. Он устроен по принципу одного окна. Это кажется идеальным решением – собрать столько «стран» под одной крышей. Однако уже на начальном этапе работы единого центра у операторов было немало вопросов: добираться неудобно, у турфирм нет своего окна, приходится стоять в общей очереди, организация плохая. Особенно коробило операторов, что в ответ на все претензии к качеству обслуживания им недвусмысленно предлагали воспользоваться вип-услугами по оформлению виз – разумеется, за дополнительную плату.
Операторы надеялись, что к майским праздникам ситуация все-таки улучшится. На церемонии открытия в марте им обещали отдельные стойки для подачи документов, однако ничего не изменилось. В итоге визовые менеджеры вместо положенных 40-60 минут проводят в сервисном центре по 4-5 часов.
Чехии, по словам туроператоров, не повезло вдвойне. Консульство этой страны с конца марта увеличило сроки оформления визы с 7 до 11-15 рабочих дней. Нововведение, в общем-то, вряд ли было критичным для рынка, но, помноженное на перечисленные проблемы, привело уже к критичным и массовым задержкам.
По оценкам туроператоров, 10-15% туристов получают паспорта с готовыми визами после даты начала тура в Чехию. Семья из трех человек может получить два паспорта до вылета, а третий – уже после. В соцсетях турагенты приводят конкретные примеры: «Нашим туристам чехи выдали паспорта с задержкой на сутки, билет «Аэрофлота» – половина стоимости тура».
Кстати, заявление чешского консульства об увеличении сроков оформления виз операторы приняли с пониманием: чехи оценили, что не справятся с потоком, и честно предупредили об этом еще в марте. А вот французские визовые центры изменили алгоритм подачи документов в середине апреля, хотя, как сказал Иван Балановский, по-хорошему, делать это надо было не накануне майских праздников, а тоже в марте. А еще лучше – дать время на тестирование нового инструмента и собрать мнения туроператоров.
«Анкету, по новым правилам, надо оформлять не в личном кабинете, а на сайте консульства. Причем, в первых ее 15 (!) пунктах нельзя сделать ни малейшей ошибки, иначе придется переписывать. Ошибки, понятно, обнаруживаются уже в визовом центре, а там всего два компьютера на всех соискателей, так что исправить оперативно не удается. Надо приходить еще раз. К тому же нет единого стандарта оформления анкеты в разных регионах. Все это – время, нервы, особенно для самостоятельных туристов, которых много в визовой очереди», – пояснил эксперт.
Светлана Ставцева, RATA-news