Travelport с 18 января

В России принята концепции развития яхтенного туризма

В России принята концепция развития яхтенного туризма до 2030 года. Теперь ее предстоит дополнить дорожной картой с планом конкретных действий.

Правительство РФ утвердило 19 октября концепцию развития яхтенного туризма в стране до 2030 года. Ее основные цели – популяризация и развитие яхтенного туризма на морских и речных объектах в России, а также разработка предложений по созданию сети марин и условий для расширения возможностей яхтенного туризма, водных видов спорта и прибрежного пассажирского судоходства. Плюс – создание комфортной и доступной рекреационной среды, рост внутреннего туризма в районах марин, так как, согласно международному опыту, они в итоге превращаются в новые курорты.

Как пояснил RATA-news президент Санкт-Петербургского парусного союза, председатель рабочей группы РСТ по яхтенному туризму Сергей Алексеев, сделать предстоит очень много, фактически придется создавать все с нуля. «Несмотря на большое количество озер, рек и морей, яхтенный туризм в России практически не развит. Нет ни инфраструктуры, ни флота, ни соответствующей законодательной базы. Мы неоднократно обсуждали эту тему в рамках РСТ», – сказал он.

Яхтенная индустрия нуждается и в инфраструктуре, и в кадрах, но прежде всего – в гармонизации законодательной базы, которая позволит создать единые правила для всех участников этого сегмента. А пока в разных регионах действуют разные нормы.

По словам г-на Алексеева, необходимо упростить заходы и выходы в порты. В некоторых регионах «главной» на воде оказывается пограничная служба, в итоге организовать регату из Краснодарского края в Крым практически невозможно. Во внутренних водах огромные проблемы со стоянками, причалами, заправками, туалетами. «Российским яхтсменам приходится сложно, но еще тяжелее иностранным гостям, которые решат зайти к нам на яхте. Например, отправившись из Санкт-Петербурга по северным морям через Беломоро-Балтийский канал, они вынуждены брать русскоязычного сопровождающего, потому что им предстоит шлюзование, а те, кто его проводит, никаких других языков, кроме русского, не знают», – говорит эксперт.

В российских законах, по словам эксперта, до сих пор нет определения термина «яхта», а ограничение по длине маломерного судна в 20 м отличается от принятого в мире стандарта 24 м. «Поэтому предстоит долгая монотонная работа по выстраиванию всего процесса. Пока мы имеем лишь концепцию, фактически просто признание необходимости развития яхтенного туризма. Но важно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Причем, в концепции учтены многие замечания РСТ, профессионалов яхтенного спорта и туризма», – отметил Сергей Алексеев.

Теперь надо на этой основе создать дорожную карту с конкретным планом действий. Как говорится в распоряжении правительства, утвердившего концепцию, сделать это должен Ростуризм в срок до марта 2022 года.

По данным г-на Алексеева, парусный спорт развивается в 44 регионах России, в 33 есть федерации парусного спорта. Есть также 74 госорганизации, которые занимаются развитием этого вида спорта. В Федерации парусного спорта России 6 тыс. членов. По данным чартерных компаний, яхтингом в нашей стране занимаются 15,7 тыс. человек. 150-200 тыс. россиян берут чартер-лодки за рубежом.

Парусный флот в России превышает 5 тыс. единиц, 1695 из них – каютного, туристического класса. По длине доступной береговой линии (8,5 тыс. км) Россия находится на четвертом месте в мире, на первом – Греция.

Светлана Ставцева, RATA-news