Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Туроператор может штрафовать турагента только за неисполнение обязательств по договору

Продолжают поступать вопросы в раздел «Юридический ликбез» на сайте RATA-news. Сотрудники новороссийской компании «Экспресс-тур» спрашивают: «Согласно закона о туризме в договоре с клиентом турагентство не имеет права указывать фиксированные суммы или проценты, которые должен клиент оплатить в случае отказа от забронированного тура, а в договорах между турагентством и туроператором такие суммы фигурируют. Можно ли в договоре между ТА и клиентом отразить фиксированные проценты в приложении к договору? Или как лучше поступить, тем более что, если это касается высокого сезона, например, новогодних праздников, туроператоры могу удержать 100% в случае отказа от забронированного тура».

Отвечает член Правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова:

– Норма, на которую вы ссылаетесь, относится не к закону о туризме, а к закону о защите прав потребителей, согласно которому вы действительно не имеете права штрафовать потребителя (указывать в договоре штрафы в фиксированных суммах или в процентах). Строго говоря, и туроператор не имеет права включать в договор с турагентом подобного рода штрафные санкции, поскольку турагент, даже действуя от своего имени, реализует туристу туропродукт на условиях, определенных туроператором. Туроператор может штрафовать турагента только за неисполнение обязательств по договору, например, за несвоевременное перечисление средств, непредоставление документов, ошибки в документах и т.п. Вам же, во избежание штрафов со стороны Роспотребнадзора, необходимо указывать в договоре с туристом, что, в случае отказа от тура, турист возмещает вам фактически понесенные расходы. Это не противоречит главе 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», под действие которой попадают туристские услуги.