Travelport с 25 октября

Белорусский турбизнес переживает нелегкие времена

Этот сезон нельзя назвать удачным для туристической отрасли Беларуси. Объемы продаж в некоторых случаях снизились наполовину. Кризис привел, прежде всего, к падению спроса на массовых направлениях отдыха экономкласса.

Перед началом сезона игроки белорусского туристического рынка надеялись, что кризис затронет их в незначительной мере. В Беларуси прогнозировали снижение объемов продаж не более чем на 15%. Надежды не оправдались. Первыми жертвами кризиса стали среднебюджетные направления: экскурсионные и автобусные туры.

Эксперт по туризму Лилия Кобзик признает, что нынешний сезон - худший для белорусского туризма за последние 17 лет. В Минске наблюдается падение продаж до 50%. «Прогорают» практически все направления: Крым, Румыния, Италия, Турция.

В целом, белорусским туристам предлагаются все направления, имевшиеся в пакетах туроператоров раньше. Ни одна программа не свернута целиком, ни одна страна не вычеркнута из списка предложений по причине дороговизны и неясных перспектив. По сравнению с 2008 годом путевки не подорожали, но кризис дал о себе знать. «Люди психологически не готовы тратить на отдых такие деньги, как в прошлом году - по тысяче долларов на человека. Они ждут худшего. Но и реально доходы упали», - называет причины падения спроса Лилия Кобзик.

Сокращение объемов наблюдается по всем направлениям - даже по самым массовым. Крыму, например, в этом сезоне был предначертан триумф – близко, доступно, без виз, да и курс гривны довольно удачно (с точки зрения туристической привлекательности) упал. Но народ решил сэкономить еще больше и отправился в Крым дикарем, минуя турфирмы.

В проигрыше и туроператоры, сделавшие ставку на страны Прибалтики. По этому направлению уже наблюдался спад в прошлом году из-за введения шенгенских виз стоимостью 60 евро. Но сейчас туроператоры говорят о 50-процентном падении спроса: евро вырос, цены на отели на побережье не снижались.

Турбизнес в Беларуси – лакмусовая бумажка, позволяющая определять реальный уровень жизни населения. Даже те, кто имеет скромные доходы, обычно экономят на всем, только не на летнем отдыхе у моря. Нынешний сезон, похоже, стал исключением. Профессионалы турбизнеса констатируют: "вымывается" контингент, который активно пользовался среднебюджетными турами. Как замечает директор одной из минских турфирм Марина Кондрашова, в первую очередь, пострадали автобусные экскурсионные туры и автобусные туры на отдых. «Здесь на многих направлениях ситуация катастрофическая», - считает специалист. По ее словам, ушли клиенты, которые работают в бюджетной сфере: врачи, учителя. Но и те, у кого доходы выше, уже задумываются, на что лучше потратить деньги.

Рассчитывать на скидки белорусы могут только в нишах эксклюзивного дорогого отдыха. По массовым направлениям обвала цен и "горящих" путевок ожидать не приходится. В Беларуси нет крупных туристических компаний, которые бы, боясь потерь, снижали цены существенно и шли на риск. К тому же, как отмечает директор турфирмы Марина Кондрашова, все потоки формировались весной, уже с учетом кризиса. «Предложения почти не превышают тот спрос, который сейчас есть», - отмечает она.

Нынешнее лето профессионалы белорусского турбизнеса уже окрестили сезоном психологической войны, сообщает Deutsche Welle. Массовых сокращений персонала в этой сфере пока не было. Все ждут, насколько туго придется затягивать пояса в сентябре.