Калуга

Потребители в ближайшие полгода снизят расходы в 90% товарных категорий

Более двух третей россиян прогнозируют наступление рецессии в стране и почти столько же считают, что «худшее еще впереди», свидетельствуют результаты исследования BCG (ранее была известна как Boston Consulting Group) и отечественного холдинга «Ромир», с которыми ознакомился РБК. В Москве 44% респондентов чувствуют свою финансовую незащищенность, в регионах этот показатель достигает уже 47%.

Первый срез исследования потребительских настроений «Российские потребители – новая реальность» специалисты BCG и «Ромира» провели в первой половине апреля 2020 года. Их прежде всего интересовало отношение россиян к текущим и прогнозируемым тратам в ближайшие шесть месяцев. Были опрошены 1,2 тыс. респондентов по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием в Москве.

Аналогичные исследования BCG проводит по всему миру, что позволяет сравнивать настроения и ожидания жителей разных стран.

Вне зависимости от возраста в ближайшие полгода все российские потребители сократят свои траты, констатируют BCG и «Ромир». В среднем по всем товарным категориям расходы снизятся на 15%, что больше, чем в других развивающихся странах. Для сравнения: в Бразилии потребители планируют сократить расходы только на 6%, на Филиппинах – на 11%. В развитых странах, к примеру, США и Италии, этот показатель прогнозируется на уровне 16% и 18% соответственно.


Наиболее устойчивым каналом продаж в условиях самоизоляции стали интернет-магазины, однако дальше увеличивать расходы на них планируют только москвичи. После отмены ограничений около половины россиян (47%) сократят траты в магазинах в торговых центрах, а 40% будут меньше тратить в отдельно стоящих магазинах. Незначительно увеличится экономия и на покупках в магазинах формата «у дома». Схожая картина наблюдается и в других странах.

В России падение спроса ожидается в 90% товарных категорий. Наиболее пострадавшими окажется сфера развлечений и досуга. Россияне в текущий момент и в ближайшие шесть месяцев, даже при условии снятия ограничительных мер, будут сокращать расходы на досуг и отдых, рестораны, кинотеатры, спа-салоны и т.п.

38% респондентов заявили, что снизят расходы на алкоголь, 32% – на косметику, макияж и парфюмерию, 21% – на одежду. Кроме того, 31% опрошенных собираются меньше тратить денег на стационарную электронику и бытовую технику, 29% – на мобильные устройства, а 26% – на мебель и интерьер.

В первой пятерке категорий, где россияне, наоборот, рассчитывают увеличить свои расходы, фигурируют коммунальные услуги, домашний интернет, услуги мобильной связи, безрецептурные лекарства и свежие продукты.

Как ранее отмечали аналитики Сбербанка, на первой неделе самоизоляции россияне почти до нуля сократили расходы на ювелирные изделия, туризм, салоны красоты, одежду, обувь и аксессуары. При сохранении таких уровней потребления в апреле ВВП недосчитается почти 1 трлн руб., полагают в Сбербанке.

С 13 по 19 апреля расходы населения на товары и услуги, по данным Сбербанка, восстанавливались: падение к сопоставимой неделе 2019 года составляет лишь 14,5%. Это частично связано с календарным фактором: в этом году православная Пасха пришлась на 19 апреля, а в 2019 году— на 28 апреля. Однако если снижение розничного товарооборота на предыдущей неделе составляет всего 1,8% год к году, то в секторе услуг падение достигает почти 54%.

В частности, экономить в ближайшие полгода на авиаперелетах будут 65% россиян, 63% – снижать расходы на гостиницы и 53% – на поездки на междугородных поездах. Для более половины опрошенных, отказ от поездок связан с последствиями развития ситуации с коронавирусом.


По мнению исполнительного директора компании «Интурист» Сергея Толчина, количество турпоездок за рубеж в этом году суммарно может рухнуть на 60-70%, конкретно по России – более чем на 40–50%. «Это при условии, если выход из пандемии пойдет по относительно позитивному сценарию. Восстановление будет зависеть напрямую от скорости снятия ограничений, связанных с вирусом, – говорит г-н Толчин. – Значимой волны отложенного спроса на путешествия ждать не стоит. Несмотря на то что в нашей стране с суровым климатом многие стараются найти возможность выехать к теплому морю, значительная часть потребителей будет вынуждена отказаться от поездок по экономическим причинам либо из страха, что ситуация может повториться».