Тревелпорт

В последние три месяца внутренние авиаперевозки растут заметно быстрее, чем прежде

Аэропорт «Домодедово», авиакомпания Red Wings и туроператор Coral Travel провели в Сочи круглый стол по перспективам развития внутренних туристических направлений. Обсуждались актуальные транспортные вопросы и формирование турпродукта на базе новой сочинской инфраструктуры.

Модератор круглого стола, директор по маркетингу аэропорта «Домодедово» Алексей Ярош (фото) начал с того, что российский пассажиропоток с 2000 года вырос в 4 раза. При этом международный поток увеличился примерно в 5,2 раза, внутренний – только в 3 раза. Но в первом квартале этого года – впервые за 15 лет – динамика роста рынка международных направлений замедлилась и составила 6% по сравнению с 19% в за аналогичный период прошлого года. А в сегменте внутренних перевозок динамика роста по итогам первых четырех месяцев 2014 года составляет 15%, что практически вдвое больше аналогичных показателей прошлого года.

Вице-президент Транспортной клиринговой палаты Марина Букалова (фото) подтвердила, что последние три месяца внутренние перевозки растут заметно быстрее, чем ранее. Только в апреле прирост показал 16% – один из максимальных показателей за несколько лет.

Г-жа Букалова напомнила, что в 2012 г. внутренними рейсами было перевезено 35,4 млн. пассажиров, в 2013 г. – 39 млн. (+11%). За 4 месяца нынешнего года этот показатель составил 12 млн. (те самые плюс 15%). Традиционно за время высокого сезона, который в России приходится на июнь-октябрь, перевозится 50% от всего годового объема.

Структура внутреннего рынка перевозок не меняется уже много лет: от 65 до 72 процентов всех пассажиров летают из городов России в Москву и обратно, еще 6-8%, в зависимости от месяца, это на перелеты между Москвой и Санкт-Петербургом, остальные 20-30% – межрегиональные рейсы. Рынок перевозок в Москву в этом году также устойчиво растет, уже демонстрируя 18% прироста.

В этом сезоне, по очевидным причинам, огромными темпами увеличиваются объемы перевозки на Симферополь. Например, в апреле они выросли практически в 3 раза по отношению к этому же месяцу прошлого года, но в абсолютных цифрах поток минимален: всеми авиакомпаниями было перевезено всего 8 тыс. пассажиров.

Сочи – исторически второе по популярности направление после Санкт-Петербурга. Март с.г. показал внушительный прирост 42%, то есть люди, воодушевленные прошедшей Олимпиадой, поехали, чтобы увидеть обновленные курорты и знаменитые спортивные объекты.

Как правило, 80% зимой и 60% летом – опять-таки московская доля сочинского аэропорта. Еще около 8-10% дает Питер, остальные 25% – другие регионы. «Сочи – сезонный город, летом число туристов дойдет до 400 тыс. в месяц из городов России, зимой, без учета Олимпиады, не превысит 150 тыс. Возможно, развитие зимних видов спорта и отдыха изменит расклад в сторону увеличения», – предположила Марина Букалова.

В Краснодаре соотношение летнего и зимнего пассажиропотоков не столь различно – примерно 250 тыс. к 180 тыс. Москва, Краснодар, Сочи, Екатеринбург, Санкт-Петербург входят в пятерку маршрутов, которые занимают 95% всего внутреннего рынка авиаперевозок.

Но объемы внутренних авиаперевозок несравнимы с международными. К примеру, в августе 2013 из Москвы только в Анталью, Даламан, Измир, Варну, Бургас, Шарм-эль-Шейх, Хургаду, Барселону, Родос и Тиват суммарно всеми российскими перевозчиками было отправлено более 1,2 млн. пассажиров. А тогда же из Москвы же в Сочи, Краснодар, Анапу, Геленджик, Симферополь, Кавминводы – в два раза меньше, притом что примерно половину вылетов занимают деловые поездки. Рейсы иностранных авиакомпаний, заметила г-жа Букалова, в этой статистике не учитываются.

По словам генерального директора Red Wings Евгения Ключарева (фото), доля перевозок авиакомпании в Краснодар и Сочи составляет порядка 25%. «В апреле начали полеты в Симферополь. Загрузка была полная, даже не ожидали, поэтому поставили вторую частоту», – пояснил он. Со временем, полагает г-н Ключарев, Симферополь станет круглогодичным направлением компании, так как поток бизнесменов и чиновников туда будет только расти. Также Red Wings добавила вечерние рейсы в Анапу по четвергам и воскресеньям, рассчитанные на туры выходного дня.

По мнению Евгения Ключарева, фактором, тормозящим развитие курортного туризма в России, остается ярко выраженная сезонность. Одним из эффективных средств борьбы с ней может стать значительное снижение цен в низкий период на наземное обслуживание, трансферы и прочие услуги. «И здесь мы пойдем навстречу туристическом и гостиничному бизнесу, тоже дадим скидки», – сказал г-н Ключарев.

Руководитель отдела внутреннего туризма оператора Coral Travel Юрий Блейз (фото) сообщил, что компания в этом году впервые вышла на внутренний российский рынок. Толчком, среди прочего, послужил заметный рост валютного курса, который предсказуемо привел к падению спроса на зарубежные перевозки. На сегодняшний день российский турпродукт этой компании представлен двумя направлениями – Сочи и Анапа, полетные программы предусматривают обязательный трансфер до мест отдыха. «Планируем за сезон отправить на эти курорты 30 тыс. туристов. Со 2 июля будем летать в Анапу ежедневно, кстати, на бортах Red Wings», – поделился планами г-н Блейз. Также он напомнил, что Coral Travel предлагает концепцию детского и семейного отдыха Sun Family Club, которую, по аналогии со своими зарубежными пляжными отелями, также распространил и на краснодарские курорты. Пока эта клубная система представлена на трех объектах: санаторий «Родник» в Анапе – к нему с 1 июля присоединится местный пансионат «Кассандра», и пансионат «Кабардинка» в Геленджике. «Клиент на российских курортах должен получать сервис, к которому успел привыкнуть за рубежом», – добавил Юрий Блейз. В планах компании развитие горнолыжных курортов Урала, Сочи, также собираются постепенно добавить Камчатку и Байкал.

Генеральный директор «Базэл Аэро» Леонид Сергеев (фото) рассказал, что за первые пять месяцев с.г. международный аэропорт в Адлере обслужил 1 млн. 63 тыс. пассажиров, это на 57% больше, чем за аналогичный период минувшего года. Внутренний турпоток составил 914,6 тыс. человек (+61%), въездной – 148 тыс. (+35%). «Конечно, такой значительный рост показателей стал возможен только благодаря Олимпийским играм», – уточнил он. Пропускная способность аэропорта – 3,5 тыс. пассажиров в час, а в один из дней Олимпиады было обслужено более 25 тыс. пассажиров.

Руководитель проекта «Сфера услуг и гостеприимства» района Имеретинский Денис Завазальский (на фото – крайний справа) рассказал о номерном фонде курорта: 2,5 тыс. апартаментов в Олимпийской деревне, 196 номеров и 1089 апартаментов в гостиничном комплексе «Айвазовский» 4*. Всего в этом году Сочи предлагает 60 тыс. сертифицированных комнат во всех объектах размещения. «Сейчас отели Имеретинки загружены примерно на 50%, прогноз на июль-август – около 60%, и это в два раза выше, чем планировали», – пояснил Денис Завазальский. По его словам, самая низкая стоимость размещения – 1,8 тыс. руб. с человека в двухместном номере апарт-отеля, без питания. Постояльцами курортного района становятся не только москвичи, но и жители других областей, петербуржцы, растет число туристов из Казахстана.

Район Имеретинский предлагает самый чистый пляж на побережье, к его плюсам также относится близость олимпийских объектов. «Осенью сделаем акцент на MICE-сектор, зимой – на горнолыжные курорты», – добавил г-н Завазальский. По его мнению, крайне важно развивать событийный туризм. В октябре здесь пройдет российский этап гонки «Формула 1», в сентябре – большой Surf Yoga Festival. Совместно с голландскими партнерами запланирован большой цветочный фестиваль, постепенно формируются другие событийные мероприятия.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора