Елена Колесникова: «В Челябинской области зарождается утро Европы»
Челябинскому бюро международного туризма «Спутник» 1 января 2020 года исполнилось 53 года. О том, чем сейчас живет старейшая и одна из крупнейших в южноуральском регионе туристическая компания, в рамках проекта «Просто Россия» рассказывает генеральный менеджер отдела приема Елена Колесникова.
- Какие программы вы предлагаете туристам?
- Мы занимаемся практическими всеми видами туризма – активным, экскурсионным, оздоровительным, деловым. У компании для этого есть все необходимое – свой транспорт, опытные сотрудники, харизматичные гиды, отличное снаряжение.
Много внимания уделяем работе с детьми, тем более что по образованию я педагог. Мы посещаем с ними и предприятия, и природные объекты, и о боевой славе Урала рассказываем. Собственно, получается, что мы сами для себя растим будущих клиентов – ездить с нами на экскурсии дети начинают лет с пяти и, вырастая, продолжают пользоваться нашими услугами. Сформировались уже целые династии, которые из поколения в поколение путешествуют с нами.
- Южный Урал – это, прежде всего, горы. А значит, в вашем ассортименте должно быть немало предложений для ценителей активного отдыха.
- Мы очень любим наш Урал, он занимает особое место в расписании наших путешествий. Палитра предложений очень широка – это и пешие маршруты, и сплавы по рекам, и конно-верховые туры.
Любители водных вояжей просто не имеют право обойти наш регион стороной. Ценно то, что реки у нас несложные, поэтому в поход можно отправиться и с детьми, и совсем без опыта таких путешествий – мы их называем «матрасными» сплавами. Цель – любоваться красотами, а не бороться с порогами, бочками и шиверами.
Горы наши тоже подходят для облегченного варианта восхождений. Они невысокие, но все равно потрясающие.
- Что больше всего впечатляет людей, приехавших в Челябинскую область?
- У нас немало мест, способных вызвать сильное воодушевление. Одна только история с чебаркульским метеоритом чего стоит. Туристам показываем не только озеро Чебаркуль, куда в 2013 году упало несколько разнокалиберных обломков космического пришельца, но и Челябинский областной краеведческий музей, где хранится 500-килограммовый кусок метеорита.
Или, например, Большая каменная река в национальном парке Таганай. Это нагромождение валунов протяженностью около 7 км, выглядит действительно как река, где вместо воды – камни. В ширину она временами «разливается» до 500 метров, вес некоторых глыб достигает 9-10 тонн. Зрелище фантастическое!
На Южном Урале вообще необыкновенно красивые национальные парки. Таганай самый старший из них, создан в 1991 году. Еще в советские времена по его территории проходил суперпопулярный всероссийский туристический маршрут №55, который назывался «По Южному Уралу». Мы его используем в своих активных программах. Парк Зюраткуль чуть помоложе. Любителям побродить по пересеченной местности он придется по душе, так как земля здесь гористая, изрезанная реками и речушками. Через него проходит граница между Европой и Азией. Так что европейское утро зарождается, по сути, в Челябинской области.
А еще у нас есть гора Карандаш, которая считается самой старой на планете. Ученые оценили ее возраст в 4,2 млрд лет, а возраст Земли – около 4,6 млрд лет. Гора сложена из черной породы израндит, в ее составе нет никакой органики. Такое впечатление, что она попросту свалилась к нам с другой планеты.
Одним из любопытнейших природных объектов Южного Урала считаются уральские степи во главе с бесспорным объектом притяжения – знаменитым Аркаимом. Это укрепленное городище примерно III-II века до нашей эры обнаружили в 1987 году при строительстве водохранилища. Сейчас это историко-культурный заповедник.
Экскурсионная программа позволяет узнать много интересного, а еще попробовать себя в гончарном производстве, зайти в реконструированный Царский курган, побывать в жилище каменного века. Для многих Аркаим – это еще и источник энергии. Люди едут сюда за древней историей, за фантастическим зрелищем усыпанного мириадами звезд бесконечного ночного неба, а последователи психодуховных практик чистят карму и восстанавливают ауру. Одним словом, каждый находит здесь что-то свое.
- Заманчиво рассказываете. Но почему же, как вы думаете, Челябинская область находится далеко не в первой десятке туристических предпочтений?
- Да, к сожалению, регион совсем не раскручен на туристическом рынке. Город, а с ним и вся область ассоциируются, в первую очередь, с промышленным производством. При этом у всех, кто все-таки доезжает до нас, происходит разрыв шаблона, и это вызывает бурю положительных эмоций. Но справиться с существующим неблагоприятным имиджем пока не удается. И это очень мешает нам развиваться.
- Но может быть, если перефразировать слова одного из героев фильма «Кавказская пленница», «то, что нам мешает, то нам и поможет»? Я намекаю на развитие промышленного туризма.
- Да, у нас есть программы, включающие посещение Магнитогорского металлургического комбината. Прием экскурсантов там уже отработан, можно даже сказать поставлен на поток. К приему гостей на заводе специально готовились, даже смотровую площадку в доменном цеху соорудили, откуда туристы с восторгом наблюдают за огненной картиной выплавки стали. Группы проводят на комбинате три часа, путешествуют по территории, осматривают музей.
Принимает гостей и Челябинский трубопрокатный завод. Здесь их ждут в цехе по производству труб большого диаметра, называется он «Высота 239». Это настоящее чудо современной белой металлургии, запущен он в июле 2010 года. Название у цеха странное, не правда ли? Связано оно с расположением предприятия, которое находится на высоте 239 метров над уровнем моря, выше остальных трубных заводов в мире. Кстати, цех признан еще и одним из самых красивых мировых промышленных зданий.
- Какое направление, на ваш взгляд, стоит еще развивать в регионе?
- Отдых на озерах. В области их больше 3 тысяч. Мы ведь Урал Южный, лето здесь жаркое, вода в озерах хорошо прогревается, купаться комфортно. Самое популярное, пожалуй, – Тургояк, которое еще называют младшим братом Байкала – за удивительно чистую, даже серебрящуюся изнутри воду. Многих привлекает сюда и полный загадок остров Веры, где сохранились остатки старообрядческого скита, а также доисторические мегалиты, которым около 6 тысяч лет.
Или, например, озеро Сладкое, вода в котором на самом деле солоноватая на вкус, она богата минералами и потому считается полезной для кожи, как и местные грязевые ванны. Здесь тоже много туристов, как и у озера Аракуль, по берегам которого тянется Аракульский шихан – живописный скальный массив. Любителям-скалолазам это место очень нравится. С верхней точки шихана в ясную погоду можно увидеть голубые блюдца озер.
Озерная инфраструктура, конечно, есть, и бюджетная, и достаточно высокая по цене – гостевые домики, небольшие отели. Встречаются, конечно, оборудованные пляжи, можно взять напрокат лодки, катамараны, вейкборды, сапбодры. Но все это как-то немного хаотично застраивалось, да и недостаточно по объемам. Сюда необходимо вкладываться и последовательно развивать.
- Зимой туристов принимаете?
- Обязательно. У нас ведь немало отличных горнолыжных курортов – Солнечная долина, Аджигардак, Абзаково, Магнитогорск-Металлург, Евразия.
К нам, между прочим, люди специально приезжают за белым снегом. В европейской части России проблемы со снегом нередки, сами знаете, а у нас его много, он чистый, пушистый. Вот и едут к нам москвичи и петербуржцы поваляться в сугробах. А мы им еще и на снегоходах, и на собачьих упряжках предлагаем покататься. Организуем и простенькие походы в горы, чтобы люди могли полюбоваться настоящей уральской зимней красотой.
- Как обстоят дела с инфраструктурой? Есть ли хорошие отели, достаточно ли пунктов питания, нет ли проблем с транспортом?
- С транспортом у нас все хорошо – есть современный автобусный парк. Что касается остальной инфраструктуры… Турбизнесу ведь всегда чего-то не хватает. Недостаточно, на мой взгляд, объектов размещения, а это позволяет тем, что работают, держать довольно высокие цены. Отели 5* есть в Челябинске, есть и высокого уровня базы отдыха на природе. Сейчас у нас проходит классификация объектов размещения и по ее итогам будет точно известно, какова звездность у региональной гостиничной отрасли.
Важная тема для нас – санитарные остановки на маршрутах. Горная часть с в этом плане развита хорошо, а в остальных точках места общественного пользования можно встретит не везде, к сожалению.
- С кем из туроператоров сотрудничаете?
- Наиболее плодотворно работаем с компаниями «Алеан», «Дельфин» и «Магазин путешествий». После того, как партнеры стали активно предлагать наше направление, нам удалось сделать приличный рывок и выйти уже на всероссийский уровень.
- Едут ли гости из-за рубежа?
- Иностранным туристам интересен, прежде всего, активный отдых. Приезжают, в основном, граждане Австрии и Германии на 8-10 дней. Выбирают пешие туры и велосипедные маршруты. Особенно любят путешествовать по национальным паркам. Кстати, Зюраткуль они считают одним из красивейших парков мира.
- А в целом 2019 год как прошел?
- Замечательно, был существенный прирост туристов. Начало текущего года тоже получилось ярким и радостным. Мы принимали большие группы по 35-40 человек, здорово прошли новогодние программы, был хороший отклик у туристов. Но потом, к сожалению, все остановилось.
- Когда регион открывают для туристов и что сейчас со спросом?
- Режим самоизоляции продлен до 30 июня. Открытия баз отдыха ждем с 1 июля. Бронирования идут, но в первую очередь вырваться на отдых горят желанием жители Челябинска и области, туристы из других регионов пока проявляют себя слабо. Надеемся, конечно, что с улучшением эпидемиологической ситуации и снятием ограничений спрос активизируется.
Любовь Булгакова, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»