Travelport с 25 октября

В ФАС нашли способ снизить цены на авиабилеты

К 2015 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должна внедрить электронную систему мониторинга тарифов российских авиакомпаний. По идее, это должно способствовать снижению цен на перелеты.

Сейчас ФАС объявила конкурс на разработку автоматизированной системы. «Планируем создать базу данных, которая будет увязана с основными источниками информации по продаваемым билетам. Она будет постоянно формировать индексы цен на билеты эконом-класса, бизнес-класса, а также на продажи с определенной глубиной», – сообщил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин по итогам заседания экспертного совета по конкуренции в авиаперевозках.

Как пояснили «Российской газете» в ведомстве, аналоги таких систем есть в отраслях, связанных с биржевой торговлей. «С их помощью формируются биржевые индексы, – рассказал начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. – Они позволяют сопоставлять цены поставщиков на различных площадках». И в целом служат некими индикаторами общих тенденций рынка, а значит, являются, своего рода, и индикаторами цен.

Пока планируется, что система будет доступна только работникам ФАС. «В ней будет содержаться информация, представляющая коммерческую тайну, поэтому широкое распространение она вряд ли получит», – пояснил начальник управления ведомства. Формировать индексы планируют по основным факторам, влияющим на стоимость перевозок: расстоянию перелета, количеству авиакомпаний, работающих на конкретном маршруте. Также система будет анализировать количество проданных билетов на конкретных этапах – за три месяца, за месяц, за неделю – это тоже влияет на цену билета. Конечно, будут сравниваться тарифы разных перевозчиков. «При сопоставлении этих факторов будем делать выводы. За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрен штраф от 1 до 15 процентов от годового оборота авиакомпании на конкретном маршруте», – уточнил Дмитрий Рутенберг.

В ФАС не исключают, что внедрение системы будет способствовать снижению цен на билеты. Определение ценовых индикаторов должно заставить авиакомпанию адекватно реагировать на изменение спроса и устанавливать реально обоснованные тарифы, считают в ведомстве.

Впрочем, эксперты полагают, что система мониторинга тарифов на стоимость авиабилетов повлияет вряд ли. «Я тоже недоволен уровнем цен на авиаперевозки, но, как человек, знающий, что происходит внутри авиаотрасли и как формируется стоимость билетов, прекрасно понимаю, что дешево авиакомпании сегодня летать не в состоянии при всем желании», – говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его оценке, примерно 60% стоимости билета складывается из аэропортовых и топливных сборов. Плюс к этому – лизинг воздушных судов, зарплаты персоналу, налоги, пошлины, банковские кредиты. «Больше всего на авиакомпании давят поставщики услуг, а практически все они – монополисты. В аэропортах существует более тридцати тарифов и только четыре из них регулируются государством. Практически во всех аэропортах работает единственный и безальтернативный заправщик, который монопольно назначает цены на топливо», – рассказал Роман Гусаров.

Красноречивый пример – сравнение стоимости перелетов из Москвы в Нью-Йорк и из Москвы в Магадан. Нью-Йорк дальше. Но в первом случае можно слетать туда-обратно за 30 тысяч рублей, во втором – за 50 тысяч в один конец. «Стоимость услуг и топлива в Магадане и в Нью-Йорке просто несопоставимы. Что в Магадане, что в Петропавловске-Камчатском аэропорты – мировые рекордсмены по цене авиакеросина. К тому же рейс Москва – Нью-Йорк не облагается НДС, а это минус 18% от стоимости билета. Вот и считайте», – говорит г-н Гусаров. В такой ситуации, продолжает он, в России ежегодно прекращают деятельность около десятка компаний, причем с рынка уходят, казалось бы, прочные игроки. Просто банкротства в авиабизнесе не такие громкие, как, например, в туристической отрасли.