Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Андрей Жарков: «Я не продаю ни одного отеля или тура, куда бы сам не поехал»

Компания «Жарков Тур» предлагает поездки в близкие, но, тем не менее, почти экзотические для российского рынка страны СНГ. И, несмотря на сложную ситуацию у туроператоров по многим популярным массовым направлениям, у «Жаркова» продажи растут. Генеральный директор компании Андрей Жарков (фото) рассказал RATA-news, почему, по его мнению, это происходит.

 

– Если выстраивать туристический рейтинг стран СНГ, какие вы бы поставили на первые позиции?

– Из 15 бывших союзных республик мы предлагаем сегодня 13, исключая Россию и Украину. На первом месте по популярности – Азербайджан. Там будет «Евровидение», он на слуху, и в Европе сейчас тоже востребован. На втором – Узбекистан, который прежде всегда был первым. Потом идут Армения, Казахстан, Туркменистан. Но если бы не было визового режима с Туркменией, страна занимала бы первое место по продажам. Мы получаем множество запросов, но людям отказывают в визе, я сам ждал визу два года. В Туркмении интересные исторические памятники, Каспийское море. Ашхабад – очень красивый город, построенный из белого итальянского мрамора.

Конечно, каждой республике есть что-то, что людей притягивает. В Киргизии – горное озеро Иссык-Куль. В Казахстане – горное урочище Медео и построенный там спортивный комплекс. Но больше туда едут по делам в Алма-Ату либо в Астану, туристических поездок мало, потому что страна очень дорогая. Иностранцев привлекают также запуски космических ракет на космодроме Байконур. Это специфичный и дорогой тур, запуск может много раз откладываться, но спрос на него есть.

Узбекистан всегда был популярен у туристов. Памятники эпохи Тимура и Улугбека в Самарканде, Бухаре, Хиве сохранились практически в первозданном виде. Чартеры с французами туда летали и в советские времена, и сейчас Франция – рынок №1 для Узбекистана. Помимо всего прочего, страна привлекает дешевизной, цены на размещение в отелях низкие. Помимо экскурсионных туров, мы предлагаем лечение и горные лыжи на курорте Чимган. Традиционный семидневный тур Самарканд – Бухара – Хива стоит от $600 без билета. Но авиабилетов дешевле 15-18 тысяч рублей купить невозможно, хотя рейсов очень много.

Армения привлекает туристов древними монастырями. Очень интересная сеть отелей Tufenkian Heritage Hotels, которые расположены в уникальных местах, в аутентичных деревнях, где в округе много интересных памятников.

Прибалтика тоже традиционно популярна, тем более что сейчас там прекрасно относятся к русским, никакого языкового барьера нет. Россияне едут и на уик-энды, и отдыхать на море, и на лечение. В Эстонии выделю две гостиницы – в Таллине Vimsi Spa, где построена самая большая детская игровая комната в стране, и спа-отель Grand Rose 5* на острове Сааремаа. Обе гостиницы ориентированы на российский рынок. У нас поток на Сааремаа в этом году вырос почти на 100%. Если бы не было там оперного фестиваля, «занявшего» места в отелях, мы бы отправили еще больше. Латвия с Юрмалой и «Новой волной» всегда востребованы, а в Литве традиционно популярны Друскининкай и Паланга.

Беларусь у нас в этом году идет не очень хорошо. Они не могли вовремя подтверждать заявки из-за скачков курса, цены менялись, было сложно работать, и мы старались белорусские заказы не брать, переориентировали туристов на другие направления.

Таджикистан сейчас не предлагаем, так как нет надежного партнера. Фирма, с которой мы работали, закрылась, а новую пока не нашли. Наши партнеры по цепочке – узбекские, казахские – тоже не могут найти там принимающую компанию. Таджикское посольство помочь не может. В Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Армении, Грузии у нас общие партнеры, все друг друга знаем. Во всех азиатских странах мы работаем только через партнеров. Нужен транспорт, визовая поддержка, в отеле это не получишь.

 

– Появляется ли в вашем ассортименте что-то новое?

Грузией мы недавно начали заниматься, хотя и немножко с опаской, все-таки нет дипломатических отношений с этой страной. Но клиенты давно спрашивают, и мы решили попробовать. Тем более что у нас там очень хорошая принимающая компания, с которой работают наши армянские и азербайджанские партнеры. Ноябрьские праздники успешно продаются.

С Молдавией начинаем работать. Потрясают отзывчивые люди, красивая природа, множество монастырей и, конечно, музей Пушкина. Только ради этого музея стоит посетить Кишинев. Там сохранился подлинный дом, в котором поэт жил в период ссылки в Бессарабию. И неожиданностью для нас стало, что винные подвалы в Молдавии очень интересны для туризма. Один из них занесен в книгу рекордов Гиннеса, закладка коллекционного вина идет на 10 лет. Оказывается, все ведущие политики мира хранят молдавские коллекционные вина. Королева Великобритании закупает вино Негру де Пуркари 1986 и 2007 годов, когда, как считается, были очень хорошие урожаи. Всего два месяца как мы начали заниматься Молдавией, но уже пошли звонки, люди интересуются.

Наша новинка в Азербайджане – лечение. Недалеко от Гянджи есть курорт Чинар с новым пятизвездочным санаторием. Он предлагает уникальную методику лечения опорно-двигательного аппарата, кожных, неврологических, гинекологических заболеваний нафталановой нефтью. Кроме того, в Нахичевани есть курорт Дуздаг, где в соляных пещерах лечат астму и аллергию. Нахичевань привлекает туристов еще и богатым экскурсионным наследием, а также тем, что там родился Гейдар Алиев.

В Прибалтике начали предлагать комбинированные туры с круизами из Риги и Таллина на паромах в Стокгольм, Хельсинки и Копенгаген.

 

– Вы продаете туры через агентства?

– Да, примерно 40% всего объема. Как правило, если туристы из регионов, им проще купить путевку в агентстве. Но у нас своя большая клиентская база – более тысячи человек, которые часто ездят. Они обязательно поедут в Прибалтику – на «Новую волну», поедут в Палангу, в Друскининкай. Мы стараемся что-то новое предлагать, чтобы не терять клиентов, например, круизы. Каждый год эти люди выбирают еще и какую-то азиатскую страну. Их мы знаем в лицо, равно как и их родителей, внуков и т.д. Число постоянных клиентов растет, в том числе много иностранцев, которые работают в России.

На днях мы получили пять заказов из Перми на концерт Элтона Джона в Риге 3 ноября, причем это разрозненные туристы. Организовать такую поездку по разумной цене позволяют сквозные тарифы авиакомпании airBaltic, благодаря политике которой, как мне кажется, во многом развивается туризм в Прибалтику. Например, билет Москва – Рига – Москва будет стоить от 250 до 350 евро. А сквозной из Перми в Ригу через Москву и обратно – 348 евро. Минувшим летом много ехали из Владивостока, Находки, той же Перми в Друскининкай, Юрмалу, на другие прибалтийские курорты.

 

– Кто еще работает в вашей нише?

– «Ванд Интернэшнл», «Астравел», «В мире фантазий». Но так глубоко, как мы, не специализируется больше никто. Я не продаю ни одного отеля или тура, куда бы сам не поехал. Мы обязательно раз в год бываем в каждой стране, которую продаем, смотрим, что там улучшилось, ухудшилось, что можно предлагать. Например, все боятся в Азии жить в отеле ниже 3-4*. Но мы, например, считаем, что в Узбекистане не надо брать 5*, это будет плохой сервис и расположение далеко от Старого города, лучше останавливаться в гостевых домах.

 

– Нет ли опасений, что на ваших направлениях появятся крупные туроператоры?

– Страны СНГ – это же не Турция или Египет. Мы сами-то не можем удовлетворить спрос полностью, особенно осенью и весной. На «Новую волну» не отправишь много людей – в отеле Jurmala SPA всего 190 номеров. В Узбекистан я бы на майские праздники и пять тысяч туристов отправил, но там нет столько отелей. Практически мы конкурируем только с французами – кто первым возьмет номера. Но французы дают списки туристов на два года вперед, а мы за такой срок можем лишь предположить, сколько будет клиентов. Правда, французы едут только осенью и весной, а мы круглый год, заполняем даже январь, так что мы для узбеков тоже хорошие клиенты. Вообще в каждой стране у нас есть какой-то конкурирующий рынок. В Узбекистане, как я уже говорил, это Франция. В Азербайджане – иранцы. В Армении – армянская диаспора, которая едет круглый год. А в Туркмении, повторю, мешает ужасный визовый режим. Так что крупным российским туроператорам эти направления вряд ли интересны.

 

СПРАВКА. Андрей Жарков родился в Ташкенте. В 17 лет начал работать гидом, через год переехал во Владивосток и поступил в местный университет на факультет истории. Параллельно работал в Бюро по туризму и экскурсиям. Сначала гидом, затем менеджером по отправке туристов в Среднюю Азию. Затем создал собственную турфирму, отправлявшую туристов в Китай: в начале 90-х годов тур в эту страну стоил 35 долларов (билет на автобус) и 35 рублей (размещение и питание). Затем Андрей перебрался в Москву, где в 2004 году создал компанию «Жарков тур».

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news