Интурмаркет с 1 октября

Проблемы оценивают профессионалы

Саратовская область, несомненно, обладает большим туристическим потенциалом. Климат хороший, Волга, Саратовское и Волгоградское водохранилища, около 10 тыс. км малых рек, единственный в Нижнем Поволжье национальный парк «Хвалынский». В регионе 124 памятника природы, более 3000 памятников археологии, 300 – архитектуры, 27 государственных музеев, 325 объектов санаторно-курортного и туристического назначения, 42 гостиницы. Вместе с тем, существует ряд факторов, препятствующих цивилизованному развитию индустрии гостеприимства. В беседе с нашим коррепондентом президент саратовской фирмы «Ювента-Тур» Владимир Маныкин рецензирует Концепцию развития туризма в Саратовской области, разработанную Министерством по делам молодежи, спорта и туризма администрации области.

- Владимир, что, на Ваш взгляд, тормозит продвижение туризма в регионе?

- Отсутствие единой областной политики развития турбизнеса, отлаженного механизма деятельности и финансово-материального обеспечения сферы туризма. И, конечно, несоответствие уровня обслуживания во многих объектах размещения мировым стандартам.

- Но ведь сейчас разрабатывается Концепция развития туризма в Саратовской области.

- Пока она не дает ответа на самые насущные вопросы – где взять деньги на становление отрасли, каков должен быть механизм осуществления необходимых мероприятий и т.д. В документе слиты воедино социальная и экономическая сферы, что, на мой взгляд, принципиально неверно: место туризма не в социальном блоке, а в экономическом. Во многих странах туристическую отрасль координирует либо отдельное министерство, либо министерство, отвечающее также и за транспорт. Нам бы следовало перевести турбизнес по классификаторам (и статистическим и налоговым) в разряд производства – для туроператоров, и торговли – для турагентов.

- Какова, на Ваш взгляд, роль государства в создании адекватно работающей туротрасли?

- Прежде всего, необходимо отдельное министерство, которое вырабатывало бы и проводило политику отрасли, координировало ее, брало на себя законодательную инициативу и т.д. Хочу подчеркнуть, что следует категорически отказаться от создания государственных структур в турбизнесе - мировой опыт доказал их несостоятельность и неконкурентноспособность. Однако, это не исключает участие государства в отдельных проектах и предприятиях, имеющих особое значение для экономики области. И, разумеется, необходимо задуматься об отсутствии или явной недостаточности бюджетного финансирования проектов по развитию туристической инфраструктуры.

- Кстати об инвестициях. Вы прикидывали, о каких суммах, необходимых Саратову, может идти речь?

- Назвать точную цифру не берусь, необходимы десятки, возможно, сотни миллионов долларов. Конечно, сейчас это нереально. Поэтому начинать надо с небольших пилотных проектов. Например, безусловно нуждается в инфраструктуре наша известная турбаза «Волга». Еще пример: несмотря на плотную застройку волжских берегов, турбаз, отвечающих необходимым требованиям к такого рода объектам, в области нет. Для создания «образцовой» круглогодичной базы на 120-150 мест потребуется DM150-250 тыс. Срок окупаемости – 3 года. Гостиница на 35-40 мест будет стоить порядка DM 1 млн. и окупится в течение 6-7 лет.

  - А какова ситуация с транспортом в регионе?

- По разным причинам в Саратове не получил развития ни малый, ни городской, ни междугородный, ни туристический и международный транспорт. Автобусы для туристических и международных перевозок в России практически не выпускаются. Для импорта же существует множество препятствий - требуется заплатить таможенных платежей и за постановку на учет до 70% стоимости автобуса, а цена новой машины – DM500-700 тыс. Поскольку убрать эти платежи возможно только на законодательном уровне, то нужно отказаться хотя бы от 20% налога при постановке на учет, как это уже было сделано в ряде областей, и за что так активно выступает Ассоциация международных перевозчиков.

- Как в области обстоят дела с подготовкой туристских кадров?

- Пока подготовка кадров для туризма в Саратове является профанацией, она полностью оторвана от реальности. Никто и никогда не изучал потребности отрасли в специалистах, возможности их будущего трудоустройства. Необходимо организовать сотрудничество с профильными учебными заведениями за рубежом, договориться о выделении там квоты мест для российских студентов и преподавателей, а также решить вопрос о прохождении практики в турфирмах, гостиницах, кемпингах и т.д.