Travelport с 25 октября

Таджикистан взялся за продвижение своего турпродукта в России

Вчера в таджикском посольстве в Москве прошел первый форум «Туристические возможности Таджикистана» с участием представителей турбизнеса обеих стран. По словам российских участников, встреча была прекрасно организована, прошла в теплой «домашней» атмосфере, к тому же, оказалась полезной и продуктивной.

Для большинства участников богатейший туристический потенциал Таджикистана стал настоящим открытием. Турбизнес готов работать с новым направлением, однако для того, чтобы оно заняло свое место среди популярных у россиян мест отдыха, потребуются совместные усилия обеих стран.

По словам директора Ассоциации туристического развития Таджикистана «Зарафшон» Джамшеда Юсупова, в 2018 году число российских туристов в стране составило 95 тысяч. «Это очень низкие показатели. Таджикистан – интересная страна, у нее богатая история. Нам есть, что показать: Памир, Сарезское озеро, Искандеркуль, Саразм», – считает он.

Таджикистан – не просто «интересная» страна, здесь сосредоточены уникальные памятники древнейшей цивилизации Средней Азии. Это города, которым более 2500 лет, с сохранившимися образцами древней архитектуры: Пенджикент, Худжанд, Гиссар, Ура-Тюбе (Истаравшан), Курган-Тюбе, Куляб. В Таджикистане находятся такие высочайшие вершины Памира, как пик Сомони (Коммунизма) – 7495 м, пик Корженевской – 7105 м и самый большой в мире ледник долинного типа – ледник Федченко. Здесь же и самый высокогорный на территории бывшего СССР город – Мургаб (более 3500 м над уровнем моря). Совершенно особое место в списке достопримечательностей Таджикистана занимают великолепная природа Памира: изумрудные озера Фанских гор, нетронутая природная гармония национальных парков, богатейшие коллекции растений ботанических садов, горячие источники.

Неудивительно, что Таджикистан становится все популярнее у туристов из Европы, китайских, японских и американских путешественников. В 2017 году страну посетила почти 431 тыс. туристов, а в 2018 – свыше 1 млн. 150 тыс. иностранцев. На этом фоне менее 100 тыс. из соседней России выглядят действительно грустно, особенно если учесть безвизовый режим.

Как пояснила RATA-news директор по PR и маркетингу компании «Роза ветров» Валерия Романенкова, главная причина в том, что в России ни туристы, ни представители турбизнеса практически ничего не знают об этой стране. «То, что нам рассказали и показали в посольстве, произвело сильнейшее впечатление. Очевидно, что Таджикистан – одно из перспективных направлений для россиян. Но, проведя затем опрос турагентств в Фейсбуке, я убедилась, что пока они не понимают, что там смотреть и зачем туда ехать», – заметила она.

Да, соглашается руководитель направления компании «Ванд» Ирина Медведева, сегодня Таджикистан – это «непонятно и дорого». «Страну спрашивают уж совсем искушенные туристы, которые все видели, и вот теперь у них дошли руки до СНГ. Из Армении, Грузии, Узбекистана люди возвращаются просто потрясенные увиденным. Уверена, что и Таджикистан их удивит», – сказала эксперт.

Менеджер направления компании «Жарков Тур» Марина Шаншиева подтверждает слова коллег: «Сегодня Таджикистан – направление исключительно для индивидуальных туристов. Перелет и наземное обслуживание обойдутся минимум 900-1000 долларов, то есть примерно на уровне уже хорошо раскрученной и любимой туристами Грузии. Так что продавать Таджикистан сложно».

Тем не менее специалистам очевидно, что эта страна – настоящий клад для экскурсионных поездок, отдыха в горах. День обслуживания и лечения в санаториях Таджикистана стоит 1000 рублей, а стандарты остались еще советские. Наверняка будут востребованы активные туры, рафтинг, путешествия на велосипедах, джипах – ведь 95% территории Таджикистана занимают горы. К тому же это страна с очень невысокими внутренними ценами, в том числе на питание и услуги.

Активно за развитие туризма Таджикистан взялся лишь в последние годы. Принята «Стратегия развития туризма до 2030 года», правительство заявило о предоставлении многочисленных льгот. Например, турфирмы освобождены от уплаты налога на прибыль в первые пять лет работы. Освобождены от налогов также импорт оборудования, техники и строительных материалов для строительства туристических объектов, в том числе гостиниц, зон отдыха, курортов, пансионатов, лыжных баз, придорожной инфраструктуры, а также авиалайнеров, локомотивов и современных вагонов. В стране работает 145 турфирм, активно строятся гостиницы, реконструируются санатории.

Сейчас российские туроператоры предлагают Таджикистан чаще всего в комбинации с Узбекистаном. И это, по словам экспертов, уже большой прогресс, так как двум странам наконец удалось добиться беспрепятственного пересечения туристами общей границы. Однако для закрепления на российском рынке Таджикистану необходимо более активное продвигать свои возможности: нужны рекламные поездки для прессы и специалистов, которые должны не только увидеть природу, достопримечательности, но и оценить инфраструктуру, транспортные возможности, размещение, полагает Валерия Романенкова. «Нужны совместные действия таджикских властей, турбизнеса и российских операторов. В Армению и Грузию еще три года назад тоже ездили только индивидуалы», – уточнила она.

Марина Шаншиева уверена, что надо от индивидуальных туристов постепенно переходить к сборным группам – их мог бы консолидировать кто-то из таджикских операторов. Это позволит сделать поездки в Таджикистан более доступными. Безусловно, надо работать и с тарифами на авиаперевозку. На всё это, по мнению экспертов, уйдет не менее двух лет. И тогда Таджикистан сможет по-настоящему «выстрелить» на российском рынке.

 

Светлана Ставцева, RATA-news